ВАЛЕНТ и УРСАКИЙ - Страница 4

Большинство епископов постепенно уступили и подписались под новой формулой; 20 наиболее стойких «никейцев» во главе с Февадием Агинским и Сервацием Тунгрским (Тонгренским) согласились принять её только в том случае, если к ней будет приложена анафема на учение Ария. Валент и Урсакий согласились на это. Анафематизмы против Ария, составленные Февадием и Сервацием, были добавлены к вероисповеданию. После этого Собор, заседавший семь месяцев (с конца мая по декабрь 359 г.), был распущен, а Валент и Урсакий направились ко двору в Константинополь с окончательным вариантом вероопределения; так называемая ариминская формула была утверждена Констанцием и присутствующими в столице епископами (1 января 360 г.). Таким образом, Валент и Урсакий оказались у истоков новой арианствующей партии «омиев» и явились составителями ариминской формулы, которая считалась официальным Символом веры западных ариан до начала VIII в. О том, что (несмотря на все политические уступки) Валент и Урсакий оставались убеждёнными арианами, свидетельствует Иларий Пиктавийский, который сообщает, что во время его пребывания в Константинополе (конец 359 г. – начало 360 г.) пользовалось известностью подписанное именами Валента и Урсакия сочинение, в котором излагалось учение Ария в его строгой форме (не сохранилось). Впоследствии Валент и Урсакий демонстративно отказались признать это сочинение своим. Последним Собором, в котором Валент и Урсакий принимали участие, был небольшой арианский Собор в Сингидунуме (366 г.), созванный по инициативе Валента. Поводом к нему послужило изложение веры епископа Герминия Сирмийского, который отрекался от ариминской формулы в пользу более умеренной четвёртой сирмийской. Участники Собора, проходившего под председательством Урсакия, направили Герминию приглашение явиться в Сингидунум и дать отчёт о своей вере. Герминий проигнорировал призыв своих бывших соратников. В 368 г. Валент и Урсакий были осуждены папой Дамасом на Римском соборе, однако неизвестно, были ли они при этом лишены своих кафедр. Дальнейшие сведения о них отсутствуют, возможно, оба иллирийских епископа вскоре скончались (около 370 г.). Предположительно Валенту и Урсакию принадлежит авторство двух арианских вероисповедальных формул, изданных изначально на латинском языке: вторая сирмийская и окончательная редакция ариминской формулы, кроме анафематизмов Арию, добавленных православными епископами Февадием Агинским и Сервацием Тунгрским (впрочем, Сульпиций Север называет автором одного из анафематизмов Валента). Кроме того, Валенту и Урсакию принадлежат послания к папе Юлию и к Афанасию Александрийскому (349 г.), а также к Герминию Сирмийскому (366 г.), где защищается ариминская формула. Все три послания приведены на латинском языке Иларием Пиктавийским. Афанасий Великий цитирует послания Валента и Урсакия к папе Юлию и к нему самому на греческом языке, на котором они, видимо, и были написаны (известно, что Валент и Урсакий владели греческим, возможно, даже лучше, чем латинским).



 
PR-CY.ru