ВОЩАНКА

ВОЩАНКА – белорусские типографы и гравёры середины XVII – первой трети XVIII в. Максим Ярмолинич Вощанка (1650 гг. – 1708 г.?) – гравёр по меди, издатель, один из основателей могилёвской Богоявленской братской типографии. Учился в Виленской иезуитской академии, бакалавр философии и свободных искусств (с 1672 г.), магистр (с 1673 г.). Сначала работал в типографии в Слуцке (выполнил гравюры для книги «Монархия турецкая». Слуцк, 1678 г.), затем с 1680 гг. – в Могилёве. Арендовал могилёвскую Богоявленскую братскую типографию (была открыта в последней четверти XVII в.), где выполнил около 30 подписных и 10 неподписных иллюстраций для книг: «Акафисты и каноны» (1693, 1726 гг.), «Акафисты» (1728 г.). Одним из первых в белорусском кириллическом книгопечатании использовал технику резцовой гравюры на меди. Многие гравюры, созданные под влиянием западноевропейских художественных традиций, отличаются мастерством рисунка, умелой компоновкой многофигурных сцен. Василий Максимович Вощанка – сын Максима Ярмолинича, гравёр по дереву. С 1694 по 1730 гг. работал в могилёвской Богоявленской братской типографии, где выполнил около 10 подписных и 10 неподписных гравюр для изданий братства. Автор титульных листов книг: «Диоптра» (1698 г.), «Небо новое» (1699 г.) архимандрита Иоанникия (Галятовского),  «Перло многоценное» Кирилла Ставровецкого (1699 г.); «Жития святых» святителя Димитрия (Туптало), митрополита Ростовского (1702 г.); гравюр «Святой Иоанн Дамаскин», «Рождество Христово» и др. для «Осмогласника» (1702 г.). Гравировал доски для антиминсов (1694, 1708, 1723 гг.). Его ксилографии отличаются выразительностью контурного рисунка, композиционным мастерством, близостью к традициям народного искусства.

 
PR-CY.ru