ВАСИЛИЙ II ВАСИЛЬЕВИЧ Тёмный - Страница 10

На страницах «Слова» великий князь прославляется как «боговенчанный царь всея Руси», «поддержатель православныя веры», «благоверия держатель Роускых земель». Василий Васильевич не только сохранил в чистоте веру в собственной стране, но и распространил её среди соседних народов: «Мнози от язык агарянского племени и от жидовского роду и от иноверных благочестием си оудобри... и благоразумием из тмы на свет изведе». Характеризуя отношения между великим князем и церковью, исследователи отмечают случаи, когда он брал под своё покровительство монастыри, страдавшие от притеснений своих патронов – удельных князей. В первой половине княжения Василий Васильевич взял под своё покровительство ростовский Борисоглебский на Устье мужской монастырь, наделив его щедрыми пожалованиями. Игумен этого монастыря Питирим, по свидетельству местных источников, был крестным отцом Ивана – старшего сына великого князя. В посланиях преподобного Иосифа Волоцкого сохранились сведения о том, как великий князь взял под свою защиту Троице-Сергиев монастырь во владениях серпуховского князя Василия Ярославича, Спасо-Каменный в честь Преображения Господня мужской монастырь во владениях ярославского великого князя Александра Фёдоровича, Толгский в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы монастырь во владениях князей Засекиных. Известна грамота Василия Васильевича Троице-Сергиеву монастырю, согласно которой рыболовы обители на Ростовском озере освобождались от власти местных князей и их слуг. В своих жалованных грамотах Василий Васильевич часто освобождал владения монастырей от уплаты торговых пошлин, ямской повинности, работ в княжеском хозяйстве. Великий князь стремился опираться на поддержку близких великокняжескому дому обителей, чтобы укрепить свою власть на спорных территориях. Так, очень широкими податными и судебными привилегиями (освобождение от всех налогов, право суда, «опричь душегубства») была наделена вотчина Троице-Сергиева монастыря с. Присеки в Бежецком Верхе (эта территория была предметом спора между Василием Васильевичем и Великим Новгородом). Владимирскому в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастырю великий князь пожаловал ряд сёл в недавно присоединённой Суздальской земле, что вызвало резкое недовольство местных князей. Многочисленные пожалования были дарованы во второй половине 1440 – 1450 гг. обителям, поддержавшим великого князя в борьбе с Шемякой. Троице-Сергиев монастырь получил от великого князя сёла в Суздале и освобождение от налогов для многих своих владений (особенно широкие привилегии были даны владениям обители в Галиче – бывшей столице его противников).

 



 
PR-CY.ru