ВУКОВИЧИ - Страница 3

Литературным произведением Виченцо, являющимся памятником сербского языка середины XVI в. с элементами чаковского диалекта, стала «Епистола» (предисловие к его первому изданию) Псалтири с восследованием 1546 г. В ней он в развёрнутом виде излагает фамильную генеалогическую легенду («владавичь Сербске земле от Белого Константина Прьвога и благочьснаго и прьваго христианскаго цара... и до времена славнаго Вука деспота и Бранка Вуковика и Стефана деспота»), сообщает о смерти отца, его захоронении на родине и возносит хвалу его деятельности. После 1561 г. Виченцо продаёт или сдаёт типографию внаём другим издателям: в 1566 г. Якову «от Каменной реки», в 1569–1570 гг. Иероним («Иеролим») Загурович использует материалы Виченцо, в 1572 г. – Яков Крайков из Софии, в 1597 г. – Джованни Антонио Рампацетто. Гаспар Вукович (конец XV в. – после 1563 г.), младший брат Божидара, купец, книготорговец. Подобно племяннику, именовал себя «делла Векиа». Упоминается в судебном деле 1563 г., обнаруженном в 1950 гг. в архиве Дубровника. Судя по имени, был католиком. Организовал (возможно, ещё при жизни Божидара) торговлю изданиями типографии в широких масштабах (сотни экземпляров) на южнославянских землях (в частности, в Дубровнике и в принадлежавших Османской империи Белграде, Видине и Никополе). В 1563 г. имел свою долю вместе с сиракузцем Амброджо Корсо в издательско-типографском деле племянника. В отношении состава и текстологии издания Вуковичей изучены недостаточно. Так, заслуживает внимания факт включения в Триодь постную 1561 г. гомилиария, состоящего преимущественно из поучений Феодора Студита. Шрифты, оформление, издательская техника и репертуар типографии Вуковичей, существовавшей в отличие от других продолжительное время, заметно повлияли на южнославянское и румынское книгоиздательство второй половины XVI в. Заметно влияние оформления изданий Вуковичей на греческую печатную книгу XVI – первой половины XVII в. Их продукция оказала воздействие и на деятельность первых московских типографий в середине XVI в., в частности на Ивана Фёдорова: в послесловии к Апостолу 1564 г. использована часть послесловия Молитвенника, изданного Божидаром в 1520 г. Служебник, вышедший в 1583 г. в виленской типографии Мамоничей и предназначавшийся, вероятно, для продажи на Балканах, сопровождает перегравировка заставки Служебника 1519 г. с «типографским знаком» Божидара. Сюжетные гравюры и заставки изданий Вуковичей воспроизводились частично через посредство позднейших венецианских изданий, в продукции украинских и белорусских типографий последней четверти XVI – первой половины XVII в. и оказывали заметное воздействие на оформление южнославянской кириллической рукописной книги до XVIII в. Герб Вуковичей на рубеже XVII–XVIII вв. был использован Джордже Бранковичем для создания собственного с целью доказать древность и благородство происхождения отца.



 
PR-CY.ru