ВИППЕР Роберт Юрьевич - Страница 2

В теории он переходит на позиции эмпириокритицизма, причём оказался одним из самых ревностных защитников этой концепции в сфере исторической науки. Её главные приверженцы А.А. Богданов, И. Петцольд, Ф. Адлер почти не касались специфики исторического познания. Наиболее полно и рельефно эмпириокритицизм Р.Ю. Виппера отразился в его курсе лекций 1908–1909 гг., превращённых сначала в цикл статей, а потом в книгу «Очерки теории исторического познания». Здесь он критиковал позитивизм за недооценку им гносеологии, и в частности методологии. Однако при этом впадал в другую крайность, растворяя онтологию в гносеологии, а последнюю – в психологии. Если в 1890 гг. психология его интересовала как факт объективного социального процесса, то теперь психологические процессы становились единственным источником, с которым имеет дело историк. Таким образом, историческая реальность, но сути, подменялась психологической реальностью. Махистская философия характеризуется Р.Ю. Виппером как «новый реализм», а свою социальную систему он обозначает как «исторический реализм». В фокусе его внимания теперь оказывается не социально-экономическая проблематика, как прежде, а явления прагматически-психологического порядка, возврат к более архаической историографии, что и было отмечено его рецензентами. Р.Ю. Виппер ставил перед собой задачу пересмотреть с позиций психологизма всё традиционное понимание социологических категорий, причинности, закономерности, прогресса и т.д. Прогресс мыслился им не как объективное явление, а как продукт творчества историка; теорию факторов сменила теория «умственных разрезов». Материальное и идеальное интерпретировались как два проявления некой нейтральной, а по сути всё же психической среды; причинность и закономерность трактовались как чисто духовные феномены. Общий вывод Р.Ю. Виппера о природе исторических категорий таков: «В популярном сознании все эти названия отвечают твёрдым фактам..., которые предполагаются существующими вне нас... В популярном сознании едва ли есть подозрение, что эти факты, группы и ряды составляют наши умственные разрезы». Поскольку так называемый исторический факт по своей природе существует лишь в сознании, то он рассматривался только как феномен науки истории, а не объективного исторического процесса. Его выделение и его интерпретация – дело историка. По той же формуле Р.Ю. Виппер решал и другие исторические проблемы.



 
PR-CY.ru