ВАСИЛИКИ - Страница 2

Книги разделены на титулы с рубриками, титулы – на главы, а главы – на параграфы. В книге I содержится введение, посвящённое Святой Троице и христианской религии. В книге II рассматриваются вопросы теории права. Раздел канонического права сосредоточен в книгах III–V. В книге VI приводятся нормы, регулирующие функционирование институтов государственного управления. В книгах VII–XI включён раздел, посвящённый судоустройству и судопроизводству. В книге IX помещены отдельные вопросы процессуального права, а именно процессуального представительства, судебного решения и его исполнения. Затем исследуются особые средства защиты, такие как восстановление в первоначальное положение (книга X). Здесь же уделяется внимание вопросу о соглашениях тяжущихся сторон (книга XI). Обширный раздел посвящён частному праву (книги XII–L): после исков о разделе общей собственности и разделе наследства рассматриваются отдельные виды контрактов и квази-контрактов (книги XIII, XIV, XVII, XIX, XX, XXIII, XXIV, XXV). Сюда же помещены титулы о способах защиты права собственности, узуфрукте (пользовании), а также сделках, заключённых подвластными лицами. В книгах XXVIII–XXXIII исследуются вопросы семейного права: приводятся нормы, регулирующие заключение и расторжение брака, говорится об институте приданого (книга XXIX), дарения между супругами (книга XXX), анализируются институт отцовской власти, эманципация (освобождение из-под отцовской власти), усыновление. Книги XXXV–XLV содержат установления, касающиеся наследственного права. Рассмотрены институт дарения (книги XLVI–XLVII), отпуск рабов на волю (книга XLVIII), услуги, предоставляемые вольноотпущенником патрону (книга XLIX), наконец, институт права собственности и приобретение по давности (книга L). Завершается раздел частного права книгами LI–LII, в которых приводятся нормы, регулирующие исковые возражения и предписания. Далее следуют разделы так называемого муниципального права, права казны, военного права (книги LIV–LVII). После этого составители вновь возвращаются к институтам частного права: в книге LVIII рассматриваются сервитуты и права по соседству. В книгу LIX включены установления, регулирующие похоронный обряд. В заключительной книге LX свода содержится раздел, посвящённый уголовному праву. Первые книги «Василик» посвящены церковному праву. Подобный порядок полностью соответствует традиции Кодекса Юстиниана, в котором данный раздел помещён в первые титулы первой книги (в отличие от Кодекса Феодосия, где церковному праву была посвящена последняя, XVI книга). Заглавие первого титула I книги «Василик» идентично названию первого титула I книги Кодекса Юстиниана, посредством которого император Юстиниан утверждал статус императора христианской империи: «О Святой Троице, о кафолической вере и о том, чтобы никто не осмеливался свидетельствовать против Неё публично». В разделе церковного права рассматриваются следующие вопросы: об избрании епископа и о привилегиях священнослужителей; о церковном имуществе и имуществе монастырей; об отчуждении церковного имущества и его обременении эмфитевсисом (долгосрочной арендой). «Василики» были призваны, по всей видимости, заменить собой свод Юстиниана. В связи с этим у исследователей возникает целый ряд вопросов: следует ли считать «Василики» самостоятельным законодательным актом; как соотносятся «Василики» и предшествующие им ранневизантийские (или постклассические) кодификации; подобает ли рассматривать «Василики» в рамках кодификационного движения более раннего периода, или же этот законодательный свод представляет собой юридический памятник, не имеющий аналогий в предшествующем законодательстве. Вводная конституция «Василик» не содержит каких-либо предписаний, соответствующих установлениям вводных конституций Кодекса Юстиниана или Дигест, посредством которых силой закона наделялись только нормативные акты, включённые в новый законодательный свод. Различные исследователи (например, Л. Венгер) полагали, что первоначально «Василики» не отменили действие свода Юстиниана. Действительно, во введении к «Василикам» сообщается, что новый законодательный свод не имеет значения самостоятельного закона, но является лишь новым собранием текстов юстиниановской кодификации. Согласно одной из концепций, тексты юстиниановского свода, не вошедшие в «Василики», не утратили законной силы.

 



 
PR-CY.ru