ВУНДТ Вильгельм Макс

ВУНДТ Вильгельм Макс (1832–1920 гг.) – немецкий физиолог, философ, языковед и психолог, внёсший крупный вклад в психологию религии и ряд других аспектов религиоведения. Родился в семье пастора. Окончив гимназию, поступил на медицинский факультет университета в Тюбингене, затем продолжил учёбу в Гейдельберге. Зимой 1855–1856 гг. был ассистентом в женском отделении медицинской клиники в Гейдельберге, находящейся под руководством его учителя профессора Карла Гассе. Нуждаясь в материальных средствах, Вундт сутками дежурил в клинике. Часто случалось, что, сильно утомившись от напряжённой дневной работы, он одевался в полусонном состоянии, посещал больных и делал все нужные назначения, не в состоянии полностью проснуться. Всё, что в отдельных случаях приходилось делать, он делал, скорее, механически, чем осознанно. Физиологические занятия влекли Вильгельма Вундта в область психологии. Его первой книгой было «Учение о мышечных движениях» (1858 г.), второй – «Материалы к теории чувственного восприятия» (1858–1862 гг.). Обе темы (движение и ощущение) были в то время очень популярными в физиологии; и обе неизбежно сталкивались с влиянием непривычного для физиологического мышления психологического фактора. В частности, в этих ранних работах важное значение придавалось рефлексу, но он уже оказывался не чисто мышечной функцией, а участником построения восприятия, т.е. психического продукта. Здесь же у Вильгельма Вундта встречается и понятие Германа Людвига Фердинанда Гельмгольца (1821–1894 гг.) о «бессознательных умозаключениях», инородное для физиолога, привыкшего объяснять процессы в организме терминами физики и химии. Строго следуя физико-химическому направлению в физиологии, Вундт в то же время намечает для себя новый план работы. В 1862 г. он читает в Гейдельбергском университете курс на тему «Психология с точки зрения естествознания», а в 1863 г. выходят его «Лекции о душе человека и животных». В этих лекциях содержалась программа построения двух психологий – экспериментальной и социальной (культурно-исторической). Вся последующая карьера Вундта как психолога представляла собой реализацию этой программы. Выдвигая задачу превращения психологии в экспериментальную дисциплину, он усматривал в современном ему естествознании образец научного исследования. Согласно пониманию Вундтом естественнонаучного метода, научное исследование должно удовлетворять ряду основных требований. Во-первых, подлежащее наблюдению явление должно некоторое время находиться в поле ясного и отчётливого восприятия наблюдателя. Во-вторых, поскольку психические явления сложны и текучи, а время формирования ясного и отчётливого восприятия конечно и часто соизмеримо со временем протекания самого наблюдаемого процесса, то должна существовать возможность многократного воспроизведения явления при тождественных условиях. Как считал Вундт, реализация этих требований в психологии предполагает, прежде всего, смену самого объекта изучения. Он предложил обратиться к анализу всей сферы переживаний, всего «непосредственного» опыта (безразлично внутреннего или внешнего), противопоставляя его «опосредованному» опыту, миру предметов и идеальных значений, который хотя и открывается человеку «посредством» его переживаний, но сам уже является объектом изучения не психологии, а других наук (физики, химии, биологии и т.д.). В 1873–1874 гг. выходят его «Основы физиологической психологии» – труд, который стал главным стержнем новой науки. С 1875 г. Вильгельм Вундт – профессор философии в Лейпциге. В 1879 г. он организовал первую в мире лабораторию экспериментальной психологии, вскоре преобразованную в институт. Труды лаборатории публикуются с 1881 г. в созданном им первом психологическом журнале – «Философские исследования». Тематика исследований в этой школе первоначально определялась тремя главными направлениями, на пересечении которых возникала экспериментальная психология: 1) изучение ощущений и восприятий, 2) психофизика, 3) изучение времени реакции. В дальнейшем к этим темам прибавились ещё две: ассоциации и чувства. Любопытно, что создатель экспериментальной психологии сам не был истинным лабораторным работником. По свидетельству его первого американского ученика Джеймса Маккина Кеттела (1860–1944 гг.), больше 5–10 минут в день в лаборатории он не проводил. Метод обучения творчеству в его лаборатории был оригинальным. Вундт выходил к стоявшей перед ним группе учеников с пачкой листков, на которых расписывались экспериментальные задания, и раздавал их безотносительно к интересам исполнителей. Затем проверял их отчёты и сам же их оценивал, решая вопрос о публикации в издаваемом им журнале. Вокруг Вундта постепенно складывается большая интернациональная школа, равной которой история психологии не знает. Психология утверждается в статусе самостоятельной опытной науки – и в этом историческая заслуга Вильгельма Вундта. Вундт поместил в лабораторию не лягушку и собаку, а человека с его «таинственной душой», и это было революционным событием. Постепенно складывалось сообщество исследователей, работников новой области знания, имеющей собственные организационные структуры – лаборатории, кафедры, журналы, общества, а начиная с 1899 г. – международные конгрессы.

 



 
PR-CY.ru