ВЕТХОГО ЗАВЕТА КРИТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ - Страница 4

Эпоха Просвещения поставила перед учёными-христианами цель извлечения исторически достоверного ядра из массы евангельских рассказов об Иисусе из Назарета. Наиболее влиятельными оказались четыре теории: а) теория протоевангелия (около 1776 г.) была представлена Готхольдом Эфраимом Лессингом (1729–1781 гг.), предположившим существование единого арамейского прототекста; б) теория устной традиции (около 1797 г.) Иоганна Готфрида Гердера (1744–1803 гг.) была близка первой, отличаясь от неё тем, что постулировала длительную устную, фольклорную трансляцию арамейского прототекста, приведшую к его трансформации и позднейшей кодификации нескольких равноценных вариантов переводов на койне (диалекте греческого языка); в) теория фрагментов была разработана Фридрихом Даниелем Шлейермахером (1768–1834 гг.). В своём труде по критическому изучению Евангелия от Луки (1817 г.) он утверждал, что в распоряжении евангелиста находилось множество разрозненных фрагментов воспоминаний очевидцев и современников, частью устных, частью письменных, частью рубрифицированных по жанровому признаку: чудеса, речи и притчи, страстной цикл и пр. Луке осталось их лишь суммировать и систематизировать, выстроив логически и хронологически непротиворечивый пересказ; г) теория заимствований, т.е. использования одних синоптических Евангелий в качестве основы для других. Эта теория восходит к идеям Августина Аврелия («De consensu evangelistarum»), но научно обосновал ее йенский учёный Иоханн-Якоб Грисбах (1745–1812 гг.). Именно он ввёл в библеистику термин «синоптики» и опубликовал в 1776 г. первый синопсис трёх Евангелий на греческом языке. В своих трудах Грисбах впервые использовал метод доказательства от последовательности, что позволило ему отказаться от авторитетного, но на поверку оказавшегося заблуждением мнения Августина Блаженного о тождественности хронологии возникновения Евангелий их расположению в новозаветном Каноне. И.Я. Грисбах предположил, что Евангелие от Марка возникает как переработка Евангелия от Матфея и Луки, т.к. всякий раз, когда порядок повествований у Марка не совпадает с порядком у Матфея, он совпадает с порядком у Луки. Эта теория оказала большое влияние на Фердинанда Христиана Баура (1792–1860 гг.) – основателя Тюбингенской школы истории протохристианства, его ученика Давида Фридриха Штрауса (1808–1874 гг.) и ученика самого И.Я. Грисбаха – Вильгельма Мартина Леберехта де Ветте (1780–1849 гг.). Во второй половине XIX в. оформилась гипотеза двух источников, не потерявшая своей актуальности и поныне. Заслуга её появления принадлежит Фридриху Шлейермахеру, сделавшему акцент на важности свидетельства епископа Иерапольского Папия (II в.) о наличии еврейского сборника логий – изречений Иисуса Христа, и Карлу Конраду Фридриху Вильгельму Лахманну (1793–1851 гг.), опубликовавшему в 1835 г. своё наблюдение, ставшее основой доказательства первичности Евангелия от Марка: «Если сопоставить последовательность тех перикоп, которые имеются у всех трёх синоптиков, то обнаружится, что последовательность этих общих перикоп совпадает у Матфея и Луки лишь в тех случаях, когда тот же порядок наблюдается у Марка». Кроме названных направлений, наибольшую известность и популярность получили либерально-протестантская, тюбингенская, ритуально-историческая (скандинавская) школы, межконфессиональные балтиморская школа, школа «истории редакций», школа «канонического метода» и др. Всего же различных школ и направлений критического изучения Ветхого Завета, придерживающихся разнообразных методологий, гипотез и теорий, насчитывается сегодня несколько десятков (с учётом иудаистских их не менее 40). См. также БИБЛЕЙСКАЯ КРИТИКА



 
PR-CY.ru