ВАНИНИ Джулио Чезаре

ВАНИНИ Джулио Чезаре (псевдоним Лючилио; 1585–1619 гг.) – итальянский философ-пантеист. В юности принял монашеский сан в ордене кармелитов. Учился в университетах Неаполя, где получил степень доктора юриспруденции, и Падуи, где стал доктором философии и теологии. Испытал влияние Пьетро Помпонацци (1462–1525 гг.), Джероламо Кардано (1501–1576 гг.) и Джордано Бруно (1548–1600 гг.). С 1606 г. имел сан священника. Читал лекции и проводил диспуты в разных странах Европы – Германии, Швейцарии, Франции и др. Вольномыслие Ванини вызвало гнев ордена кармелитов – в 1612 г. он бежал в Англию, отрёкся от католичества. Вернувшись на континент, покаялся под давлением инквизиции и снял с себя духовный сан. Во Франции издал «Амфитеатр вечного провидения» (1615 г.) и «О чудесных тайнах природы, царицы и богини смертных. Диалоги» (1616 г.), где под видом критики излагал взгляды древних атеистов, отвергал бессмертие души и божественную природу Христа, развивал пантеистические идеи, близкие учению Джордано Бруно (в «Диалогах» упоминаются также несохранившиеся сочинения). Сорбонна осудила труды Ванини, они были публично сожжены. В 1617 г. он бежал из Парижа в Тулузу, где был заключён в тюрьму и по приговору суда, обвинившего его в атеизме, сожжён. По учению Ванини, природа и есть Бог, творческое начало, создавшее небо и землю; материя не сотворена, вечна, она даёт импульс жизни духа; процесс развития вечен. Мир состоит из атомов. Всё в мире, в том числе империи и религии, по Ванини, имеют своё начало и свой конец. Он дал реалистическое объяснение происхождения, сущности и эволюции религии, возродил положение античных мыслителей о страхе перед неизведанными силами природы как одной из причин религии, а также теорию «трёх обманщиков». Причину, развитие и гибель религий Ванини усматривал во влиянии небесных тел, подчёркивая тем самым естественный характер возникновения религии. В отличие от Дж. Бруно, он считал, что сущность языческих и монотеистических религий одна и та же – это средство сохранять и расширять империи, а также держать простой народ в повиновении. Опираясь на доводы Пьетро Помпонацци и Джероламо Кардано, выступал против учения о бессмертии души, утверждая, что душа умирает вместе с телом. Ванини отрицал человекобожество Иисуса Христа, считая Его человеком, и существование ангелов, критиковал монашество. По его мнению, человек не должен ждать помощи от Бога, но следовать законам природы, осваивая её трудом и знаниями. Ванини рационалистически объяснял так называемые чудеса: они не выходят за пределы природы, усматривал естественные причины веры в «чудесные» видения, в духов, демонов, в деяния святых и мучеников, в прорицания, в вещие сны. Он писал о бессмысленности идей первородного греха, всемогущества и всеведения Бога, понятия Антихриста. Впоследствии взгляды Ванини нашли защиту в работах публицистов Пьера Бейля (1647–1706 гг.) и Вольтера (1694–1778 гг.).

 
PR-CY.ru