Словарь по христианству В ВРЕМЯ - Страница 3

ВРЕМЯ - Страница 3

Таким образом, время образует континуум. Аналогично арифметизации (сопоставлению каждой точки числу) точек евклидового пространства, можно провести арифметизацию всех точек времени от настоящего неограниченно назад в прошлое и неограниченно вперед в будущее. Для измерения времени необходимо только одно число, т.е. время одномерно. Промежуткам времени можно поставить в соответствие параллельные векторы, которые можно складывать и вычитать как отрезки прямой. Важнейшим следствием однородности времени является закон сохранения энергии. Современники не без сопротивления приняли идею Ньютона об абсолютном времени. С резкой критикой выступили Готфрид Лейбниц (1646–1716 гг.) и Джордж Беркли (1685–1753 гг.). Лейбниц следует за Августином, усматривая во времени способ созерцания предметов внутри монады. За ним следует Иммануил Кант (1724–1804 гг.), которому принадлежит определение времени как «априорной формы созерцания явлений». Кант объявил время субъективной формой, необходимой для познания объективного мира. По Артуру Шопенгауэру (1788–1860 гг.), время – это форма мышления, воли, а по Карлу Марксу (1818–1883 гг.) – форма существования материи. Уравнения механики Исаака Ньютона и электродинамики Джеймса Максвелла (1831–1879 гг.) не изменяют своего вида при смене знака времени на противоположный; они симметричны относительно обращения времени. Ответ на вопрос, почему время течёт только одном направлении, был получен, когда были сформулированы законы термодинамики. В классической механике и электродинамике время обратимо, а в термодинамике – необратимо, благодаря существованию закона возрастания энтропии замкнутой системы, которая может только увеличиваться с течением времени или оставаться постоянной. Такова же роль времени и в квантовой механике: несмотря на квантование почти всех величин, время осталось внешним, неквантованным параметром. В квантовой механике время необратимо благодаря взаимодействию в процессе измерения квантовомеханического объекта с классическим измерительным прибором. Процесс измерения в квантовой механике несимметричен по времени. По отношению к прошлому он даёт вероятностную информацию о состоянии объекта. По отношению к будущему он сам создаёт новое состояние. В квантовой механике имеется соотношение неопределённости для времени и энергии. В релятивистской физике (специальная теория относительности) постулируются два основных положения: а) скорость света в вакууме одинакова во всех системах координат, движущихся прямолинейно и равномерно друг относительно друга; б) законы природы одинаковы во всех системах координат, движущихся прямолинейно и равномерно друг относительно друга. Эти постулаты приводят к заключению, что события, одновременные в одной системе отсчёта, могут быть неодновременными в другой системе отсчёта, движущейся относительно первой. Таким образом, ход времени зависит от движения системы отсчёта. Пространство и время теряют свою самостоятельность и выступают как отдельные стороны единого пространственно-временного континуума. Взамен абсолютного времени и расстояния в трёхмерном пространстве, сохраняющихся при преобразованиях Галилео Галилея (1564–1642 гг.), появляется понятие инвариантного интервала, сохраняющегося при преобразованиях Хендрика Лоренца (1853–1928 гг.). Причинно-следственный порядок событий во всех системах отсчёта не изменяется. Однако как естественнонаучная, так и субъективная концепции времени обнаруживают в себе нечто общее, а именно момент смены состояний, поскольку если ничего не изменяется, то и время никак себя не обнаруживает. Один из наиболее значимых философов XX в. Анри Бергсон (1859–1941 гг.) в этой связи отрицает «отдельное» существование времени и предметов, утверждая реальность «длительности». Время является одной из форм проявления длительности в нашем представлении. Познание времени доступно лишь интуиции. А. Бергсон пишет: «Ведь наша длительность не является сменяющими друг друга моментами: тогда постоянно существовало бы только настоящее, не было бы ни продолжения прошлого в настоящем, ни эволюции, ни конкретной длительности. Длительность – это непрерывное развитие прошлого, вбирающего в себя будущее и разбухающего по мере движения вперёд». Схожие представления развиваются в столь различных философских направлениях, как диалектический материализм (время как форма существования материи) и в феноменологии. Время уже отождествляется с бытием (например, в работе Мартина Хайдеггера «Бытие и время», 1927 г.) и его противоположностью уже становится не вечность, но небытие. Онтологизация времени приводит к его осознанию как экзистенциального феномена.



 
PR-CY.ru