ВОСПРИЯТИЕ - Страница 2

Таким образом, восприятие формируется на основе ощущений разных модальностей. В зависимости от того, какой из анализаторов ведущий в данном акте восприятия, различают зрительное восприятие, слуховое, осязательное, вкусовое и обонятельное восприятие. Важную роль во всех видах восприятия играют двигательные (кинестезические) ощущения, хотя последние и не всегда отчётливо осознаются человеком. Так, зрительное восприятие, помимо собственно зрительных ощущений (цвета, света и т.д.), включает также кинестезические ощущения, возникающие при движениях глаз (аккомодация глаз, конвергенция и дивергенция глаз и т.д.). Особенно велика роль кинестезических ощущений в осязательном восприятии. Во вкусовом восприятии большую роль играют движения языка, а в обонятельном – движения органов дыхания. В процессе слухового восприятия активное участие могут принимать слабые движения артикуляционного аппарата. Движения, включённые в акт восприятия, имеют значение в процессе анализа воздействующих раздражителей, уточнении ощущений, их синтезе в целостный образ предмета и его пространственно-временной локализации. У человека, владеющего речью, последняя опосредствует восприятие, обеспечивая его осмысленность, осознанность, преднамеренность (произвольность). Участие речи в восприятии создаёт возможность абстракции и обобщения свойств предметов и явлений путём их словесного обозначения (называния). Восприятие зависит от прошлого опыта, знаний, содержания и задач выполняемой деятельности, индивидуально-психологических различий людей (потребностей, склонностей, интересов, мотивов, эмоционального состояния и т.д.). Под влиянием этих факторов создаётся характерная для каждого человека апперцепция, обусловливающая значительные различия при восприятии одних и тех же предметов разными людьми или же одним и тем же человеком в разное время. Формирование перцептивного образа представляет собой процесс, включающий ряд фаз (переходов): от нерасчленного восприятия («что-то мелькнуло», «что-то коснулось кожной поверхности», «появился какой-то звук», «чем-то пахнет» и т.д.) к формированию дифференцированного целостного образа предмета (или явления), адекватного оригиналу. Динамика формирования перцептивного образа определяется пространственно-временными условиями процесса восприятия. Это отчётливо обнаруживается при изменении времени воздействия стимулов на анализатор, их дистанции и положения в сенсорном поле. Восприятие может быть преднамеренным и непреднамеренным. Первое в отличие от второго связано с постановкой определённой перцептивной задачи (оно характеризуется целенаправленностью, плановостью и систематичностью). В этом случае восприятие выступает как познавательная перцептивная деятельность (наблюдение). Непреднамеренное восприятие выступает как компонент какой-либо другой деятельности, либо является неуправляемым и случайным процессом, целиком зависимым от колебаний непроизвольного внимания. Преднамеренное восприятие более эффективно, чем непреднамеренное. В поведении и деятельности человека восприятие – необходимое условие ориентировки в окружающей среде. Перцептивный образ выполняет функцию регулятора действий. Вместе с тем деятельность – основное условие развития восприятия. Что и как воспринимает человек, зависит от того, что и как он делает.



 
PR-CY.ru