ВОСПРИЯТИЕ

ВОСПРИЯТИЕ – одна из познавательных способностей человека, сущность которой состоит в воссоздании целостного образа предмета, непосредственно воздействующего на органы чувств. Этот образ возникает как результат синтеза и интерпретации всех конкретных актов ощущения отдельных свойств воспринимаемого объекта. Единство процесса восприятия и фиксации его результате определяются устройством объекта как целостной системы, разрешающими возможностями органов чувств, способностью мозга к интерпретационному синтезу и практическим опытом человека. Восприятие – это субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов (употребляются также термины «образ восприятия», «перцептивный образ»); сложный психофизиологический процесс формирования перцептивного образа (употребляются также термины «перцепция», «перцептивный процесс»). Иногда термином «восприятие» обозначается система действий, направленных на ознакомление с предметом, воздействующим на органы чувств, т.е. чувственно-исследовательская деятельность наблюдения. Как образ восприятие – это непосредственное отражение предмета (явления, процесса) в совокупности его свойств, в его объективной целостности. Это отличает восприятие от ощущения, которое также является непосредственным чувственным отражением, но лишь отдельных свойств предметов и явлений, воздействующих на анализаторы. В практической жизни часто встречаются объекты восприятия, которые локализуются в сознании очень быстро, для более редких случаев нужно более продолжительное время для узнавания и сравнения с известными моделями. Новые объекты требуют для создания в психике новых моделей, и их восприятие в качестве новых объектов увеличивает эмпирический опыт. Человеческое восприятие неизмеримо богаче ощущений. Оно способно создавать целостный образ объекта, пропуская поток ощущений через врождённые познавательные структуры (в определённом смысле интерсубъективные) и тем самым его упорядочивания. Восприятие относится к уровню индивидуальной психики, являясь сложной системой, в которой происходит взаимодействие врождённых познавательных способностей с окружающей средой в процессе становления, воспитания, социализации личности. Прямолинейный эмпиризм, отрицающий врождённость некоторых познавательных способностей, опровергается достижениями современной науки. При рассмотрении гносеологических вопросов (в философии) значения терминов «восприятие» и «ощущение» совпадают, но для психологии указанное их различие является принципиально важным. В некоторых направлениях психологии (например, гештальт-психологии) восприятие рассматривается как исходная форма чувственного познания (и познания вообще), а ощущение – как абстракция, как результат «препарирования» восприятия сознанием. Однако большинство психологов рассматривают ощущение (например, тепла, солёности, боли) как исходную форму познания, а восприятие – как синтез ощущений, формирующийся в процессе активного отражения объективно существующего целостного предмета. В филогенезе переход от ощущения к восприятию был обусловлен переходом живых существ от жизни в гомогенной, предметно неоформленной среде к жизни в вещно оформленной среде. Поскольку любой предмет как раздражитель является сложным, обладает рядом свойств, то в формировании его образа участвует обычно несколько анализаторов.

 



 
PR-CY.ru