ВИТГЕНШТЕЙН Людвиг - Страница 9

Исследователи полагают, что совмещение оригинального понимания Витгенштейном сути самой философии и детальных реконструкций собственно философских «техник» (характеристики формулируемых вопросов, типы аргументации и т.п.) придали его идейному наследию особое своеобразие. Витгенштейн пришёл к выводам, что наука – это лишь одна из языковых игр, неукоснительное исполнение правил которой отнюдь не предсказано. Конституирование экспериментальной науки о человеке по шаблонам естественных наук, по его мнению, неосуществимо. Витгенштейн полагал, что необходимо замещение традиционной психологии – а) комплексным пониманием межличностной практики, фундируемой «жизненными формами», как коммуникации по известным правилам; б) концепцией «языковых игр», точно так же необосновываемых, как и сами «жизненные формы»; в) конвенциональным молчаливым согласием участников коммуникации относительно указанных правил на основе доверия к сложившейся соответствующей традиции. И, как следствие, только посредством философского анализа процессов речевой коммуникации в разнообразных речевых играх достижимо осмысление того, что именуется психической жизнью человека. По мнению Витгенштейна, проблема жизни вообще не может быть разрешена посредством правил, предписаний и каких бы то ни было максим, её решение – в осуществлении её самой. Он считал, что «решение встающей перед тобой жизненной проблемы – в образе жизни, приводящем к тому, что проблематичное исчезает. Проблематичность жизни означает, что твоя жизнь не соответствует форме жизни. В таком случае ты должен изменить свою жизнь и приспособить её к этой форме, тем самым исчезнет и проблематичное». Согласно взглядам Витгенштейна (как раннего, так и позднего периодов), философия – не учение или теория, не совокупность высказываний (поскольку они бессмысленны), а деятельность, деяние, целью которой является прояснение языка, а следовательно, и мира, т.е. показ себя самого в действии. Он считал, что философия «призвана определить границы мыслимого и тем самым немыслимого, а немыслимое она должна ограничить изнутри через мыслимое». Результатом этой деятельности должно стать более чёткое и ясное понимание предложений языка и его структуры. По мнению Витгенштейна, правильный метод философии, собственно, состоял бы в следующем: ничего не говорить, кроме того, что может быть сказано, т.е. кроме высказываний науки. Следовательно, чего-то такого, что не имеет ничего общего с философией, – а всякий раз, когда кто-то захотел бы высказать нечто метафизическое, показать ему, что он не наделил значением определённые знаки своих предложений. Если на первом этапе целью интеллектуальных усилий Витгенштейна выступал сконструированный по логическим законам язык, то на втором – естественный язык человеческого общения. По его убеждению, структура языка – это структура мира. Смыслом творчества Витгенштейна стало желание гармонизировать реальность и логику при помощи достижения полной прозрачности и однозначной ясности языка. По его мнению, мир – это совокупность вещей и явлений, которую невозможно (да и нельзя) точно описать. В «Заметках по основаниям математики» («Remarks on the Foundations of Mathematics», 1969) он разрабатывает своеобразный кодекс «лингвистического поведения» математиков. В основе несогласия с формалистскими и логицистскими путями обоснования математического знания лежало его убеждение в ошибочности использованных при этом «традиционных» концепций значения математических выражений. В философии математики Витгенштейна развиваются некоторые идеи в духе математического конструктивизма. Он выступает против неограниченного применения закона исключенного третьего, терпимо относится к противоречиям в математических системах. В самом позднем тексте Витгенштейна, впоследствии озаглавленном «О достоверности» («On Certainty», 1969), рассматриваются эпистемологические вопросы и проблема скептицизма. Сами понятия «сомнения» и «достоверности» возникают лишь в определённых системах человеческой деятельности. Сомнение всегда с необходимостью предполагает нечто достоверное, а именно определённые парадигматические предложения, не нуждающиеся в обосновании. Именно такие предложения, по его мнению, формируют наше представление о «реальности». Позитивизм Витгенштейна тесно сопрягался с его мистицизмом. Будучи своеобразным аскетом, стремившимся этикой трансформировать мир, размышляя преимущественно афоризмами, репликами и парадоксами, Витгенштейн был убеждён в том, что «о чём нельзя сказать, о том нужно молчать». В его философии были поставлены и разработаны вопросы, во многом определившие характер всей новейшей англо-американской аналитической философии. Существуют также попытки сближения витгенштейнианства с феноменологией и герменевтикой, с различными видами религиозной философии. В последние годы на Западе опубликованы многие тексты из обширного рукописного наследия Витгенштейна.



 
PR-CY.ru