ВЕНСКИЙ НИКОЛЬСКИЙ СОБОР - Страница 3

Однако вокруг церкви ощущалось постоянное напряжение. Например, в октябре 1942 г. начальник школьных классов музыкального образования и танцев просил вышестоящие инстанции ходатайствовать об усилении полицейской охраны здания. Он писал: «Множатся случаи, когда незнакомые лица под различными предлогами (мужчина ищет некую женщину, которая обучает грамоте русских детей, или некто хочет забрать из церкви облачения для совершения богослужений и т.д.) пытались проникнуть внутрь. Я давно просил полицейский участок об усилении охраны здания и обращаюсь в связи с этим повторно». По указанию городских властей Вены от 19 мая 1943 г. собор святителя Николая был передан для проведения богослужений во временное пользование русской православной общине во главе с полковником в отставке Георгом фон Генюком. На актах приёма-передачи церковного имущества стоит печать Русской православной церкви Покрова Пресвятой Богородицы (Вена, Рихтхофенгассе 7). Тем самым было удовлетворено ходатайство Георга фон Генюка к венским властям от 22 июня 1942 г. о передаче в пользование здания церкви. Речь здесь идёт об уступке, сделанной отделившейся от Московского патриархата русской Зарубежной православной церкви, которая сотрудничала с гитлеровцами. Передача храма в пользование «зарубежникам» могла бы состояться и раньше (соответствующее решение было принято ещё в январе 1943 г.), однако венские власти распорядились сначала провести в церкви небольшие ремонтно-монтажные работы, т.к., во-первых, существовала угроза обрушения центральной бронзовой люстры весом 700 кг и, во-вторых, протекала кровля, повреждённая ураганными ветрами. Весной 1943 г. люстра была демонтирована, и в срочном порядке произведены необходимые кровельные работы. Спешка объяснялась тем, что 23 мая в Вене ожидали прибытия митрополита Зарубежной православной церкви. Германское внешнеполитическое ведомство взяло на себя все расходы по упомянутым работам. Это можно понимать как важный «дипломатический» жест по отношению к фашистским коллаборационистам, однако в одном из документов Венской городской управы от 14 января 1943 г. говорится, что «использование церкви в целях богослужений ни в коей мере не должно мешать занятиям Венской высшей музыкальной школы». Церковная община не имела права препятствовать проведению в соборе музыкальных занятий и выступлений. О проведении богослужений музыкальную школу надо было информировать заранее. Община должна была также согласиться с тем, что в церкви, там, где обычно стоят певчие, музыкальная школа разместила свой небольшой орган. Подвальные помещения собора во время войны использовались как склад ценных коллекций Ботанического института при Венском университете и хранилище его научной библиотеки. Ботанический институт полагал, что прятать коллекции в церкви от налётов авиации союзников надёжнее, чем в каких-либо других местах. Институт пытался разместить свои коллекции на первом этаже приходских помещений, однако этому воспротивилась музыкальная школа. Было опасение, что коллекции (растения в банках со спиртом и формалином) могут усилить риск крупного пожара в случае налёта авиации союзников. Подвальные помещения церкви предусматривалось также использовать под бомбоубежище для учреждений, размещавшихся в посольском комплексе. После освобождения Вены советскими войсками храм (хотя и сильно повреждённый во время военных действий) был восстановлен усилиями военных и вновь открыт (в юрисдикции Московского патриарха). Для этого в Вену в октябре 1945 г. был направлен архиепископ Фотий (Топиро). Для окормления венско-австрийской паствы был назначен в 1946 г. архиепископ Сергий (Королёв), который много потрудился для устройства общины и ликвидации ущерба, нанесённого венскому собору войной (в 1949 г. архиепископ Сергий был переведён в Берлин). К венскому собору был назначен архимандрит Арсений (Шиловский). В 1951 г. было учреждено Венско-Австрийское благочиние, и первым благочинным стал отец Арсений. Это благочиние в 1962 г. было преобразовано в Венскую и Австрийскую епархию Русской православной церкви. Архиепископом Венским и Австрийским с 13 марта 1975 г. стал архиепископ Ириней (затем митрополит). После кончины протоиерея Михаила Турчина с осени 1997 г. настоятельствовал протоиерей Николай Орлов, затем – протоиерей Владимир Тыщук. В соборе на средства Венских властей, Московской патриархии и на пожертвования прихожан проводятся большие ремонтные работы в административных и приходских помещениях собора, со времени войны находившихся в запустении. Приход Свято-Николаевского собора 19 мая 1969 г. признан юридическим лицом. В бурную эпоху мировой войны и революции в России патриарх Тихон (1917–1925 гг.) назначил главой русских церквей в Европе митрополита Евлогия (Георгиевского). Русские приходы заграницей пополнились тогда пленными и эмигрантами. Митрополиту Евлогию, жившему в Берлине и Париже, удалось наладить жизнь русских церквей и приходов в Европе (в том числе удалось наладить после Первой мировой войны жизнь венского прихода, поручив его вначале священнику Авениру Дьякову, который был из довоенных диаконов венской церкви). Но вскоре Авенира заменил бывший до войны настоятель венской церкви протоиерей Рождественский. Дальше, после нестроений, в приход прибыл «батюшка» старого типа протоиерей Ванчaков.



 
PR-CY.ru