ВЕНСКИЙ СОБОР СВЯТОГО СТЕФАНА - Страница 2

Послевоенное восстановление завершилось только в 1960 г. В 1980 гг. начался второй этап полномасштабной реставрации, которая продолжается по сей день. Основная проблема собора св. Стефана – поверхностные разрушения известняковых стен и статуй. Реставраторы вынуждены заменять отдельные камни и статуи, пользуясь как средневековыми инструментами, так и современными камнерезными станками-копирами. Несущий каркас кровли первоначально был выполнен из дерева (свыше 2000 м³), а после пожара 1945 г. – из стали (около 600 т). Покрытие кровли состоит из 230 тыс. цветных черепиц. Ими выложены изображения национального герба и герба города Вены. Возле главного портала в «романской стене» (сам портал – традиционный готический) и по периметру стен расположены кафедра св. Иоанна Капистрана, с которой он в 1454 г. призывал к крестовому походу на турок. Есть распятие «с зубной болью» (называемое так из-за выражения на лике Спасителя), две железные меры – средневековые венские эталоны, а также солнечные часы на аркбутане. Новый большой орган, установленный в 1960 г. (взамен уничтоженного огнём в апреле 1945 г.) с четырьмя рядами клавиатур и педалью, имеет 125 регистров и 10 тыс. органных труб. Этот «орган-великан» – крупнейший в Австрии. Всего в соборе три духовых органа, изготовленные австрийской органостроительной фирмой «Rieger». На мессах используется «средний орган», находящейся у южной стены, близ алтаря. Инструмент изготовлен в 1991 г. и имеет 55 регистров, распределённых между четырьмя клавиатурами и педалью. Пустующие в настоящее время у северной стены резные каменные хоры первого большого органа (1513 г.) – шедевр поздней готики. Они созданы чешским скульптором Антоном Пильграмом (1460/1465 – 1515 гг.), который увековечил себя, поместив свой бюст у основания хоров. В 1676 г. венгр Ласло Шигри заказал в селенье Пёч икону Богоматери в память об освобождении из турецкого плена. Икона была в пёчской церкви и в 1696 г. прославилась чудесами; император Священной Римской империи Леопольд I (1640–1705 гг.) вывез её в Вену, оставив селянам копию, которая также считалась чудотворной (поэтому Пёч стал местом паломничества и был переименован в Мариапёч). До 1945 г. икона висела при главном алтаре, сейчас – в юго-западном углу, рядом с главным порталом. Всего в звоннице 23 колокола, 20 из них используются, и у каждого – своя роль. Большой колокол северной башни (Новый Пуммерин) массой в 21 383 кг был отлит в 1951 г. в Санкт-Флориане и установлен в 1957 г. взамен одноимённого колокола, отлитого в 1711 г. и погибшего в 1945 г. Пуммерин звонит одиннадцать раз в год – по великим праздникам, в день освящения собора (23 апреля) и в новогоднюю ночь. Самый продолжительный (10-минутный) звон отмечает смерть и интронизацию папы Римского и венского архиепископа. Это второй по величине колокол Европы (после колокола Кёльнского собора). Для ежедневного колокольного звона используются 11 колоколов южной башни с электрическим приводом, установленные в 1960 г., массой от 35 до 5 700 кг. Четыре из них используются перед началом обычной мессы, число увеличивается до десяти по праздничными дням (и до одиннадцати, если служит сам архиепископ). Есть особый колокол для заупокойной службы и особый «пивной колокол», отмечающий закрытие пивных. Часы отбивают два исторических колокола (отливки 1449 и 1772 гг.), пережившие пожар в южной башне. Резная кафедра XV в. приписывается Николаусу Герхардту (около 1420 – 1473 гг.). Для естественного усиления звука кафедра прислонена к колонне в центре главного нефа. Её украшают статуи учителей церкви: Августина Блаженного, Амвросия Медиоланского, Иеронима Стридонского и папы Григория I Великого. Перила лестницы, ведущей на кафедру, украшены фантастическим орнаментом из чередующихся жаб и ящериц – аллегория борьбы добра и зла. Под лестницей есть небольшой скульптурный портрет «выглядывающего из окна» (автопортрет скульптора). Внутри собора устроено шесть обособленных капелл.

 



 
PR-CY.ru