ВЫХОД, или вход

ВЫХОД, или вход – вхождение священнослужителя в Царские врата. Входы бывают с кадилом или Евангелием, или со Святыми Дарами. В первом случае вход совершается священником, в предшествии диакона с кадилом, из северной двери алтаря к Царским вратам. Выход из алтаря должен напоминать христианам о Спасителе и Его Предтече. Вход на вечерне с кадилом изображает вознесение молитв верующих к Господу, подобно фимиаму. Диакон несёт два светильника, означающие духовный свет, принесённый Господом на землю. Когда на вечерне (в день Пасхи, в Великую пятницу и другие дни) или на литургии читается Евангелие, то на выход выносится Евангелие для более ясного представления шествия Спасителя на проповедь. Подойдя к Царским вратам, священник тайно произносит молитву входа, затем благословляет сам выход. В великие праздники (Рождество Христово, Богоявление, Пасха, Сретение, неделя Ваий и др.) диакон перед выходом произносит «входное» приветствие, которое церковь выражает Сыну Божьему, изображаемому предносимым Евангелием. При выходе на клиросе поют: «Приидите поклонимся и припадем ко Христу». Песнопения при выходе с Евангелием имеют связь с чтением Апостола и Евангелия. Выходы с кадилом и Евангелием называются малыми, в отличие от выхода со Святыми Дарами, называемого великим. Выход со Святыми Дарами – одно из священнодействий Литургии верных. Великий выход изображает шествие Спасителя на страдание и смерть. Священник и диакон представляют собой Иосифа и Никодима, снявших с креста тело Спасителя, а воздухи, которыми покрыты потир, дискос и плечо диакона, означают погребальные пелены.

 
PR-CY.ru