ВЮСТИЗМ, Вюстовское братство, Братство друзей Божьих

ВЮСТИЗМ, Вюстовское братство, Братство друзей Божьих – течение в лютеранстве и меннонитстве, возникшее в конце 1840 – начале 1850 гг. и получившее название от имени его основателя Эдуарда Вюста, бывшего лютеранского пастора в Вюртемберге. В 1845 г. Э. Вюст эмигрировал в Россию и возглавил в лютеранской колонии (см. Лютеранство) Нейгоффнунг (Южная Украина) местную общину лютеран-пиетистов, практиковавших «духовные часы» (Штунда), т.е. ежедневное совместное чтение Библии и молитву в течение одного часа. Эта группа обособилась в лютеранстве ещё до своего переселения из Вюртемберга в Россию (1818–1822 гг.). В то время община переживала глубокий кризис, вызванный тем, что пришествие Христа, предрекаемое некоторыми руководителями общины в 1836 г., не состоялось. Своими проповедями в духе нового пиетизма Э. Вюст зажёг огонь евангельского пробуждения. Под его влиянием часть меннонитов стала высказывать недовольство своими церковными собраниями и образовала новое движение. Позже «вюстовские кружки» распространились среди лютеран и меннонитов по всему югу Украины. В конце своей жизни Э. Вюст начал проповедовать в немецких колониях на Волге, где было много меннонитов-переселенцев из Украины. В своих проповедях он отвергал официальную церковную структуру, как не имеющую главное значение в вопросах веры (будучи сам рукоположенным лютеранским священником) и церковную обрядность, не базирующуюся на Священном Писании, призывал верить в Тысячелетнее царство и скорое пришествие Христа, требовал «пробуждения» и следования библейскому образу жизни, боролся против суеверия и алкоголизма, напоминал о необходимости регулярных богослужений и молитв. В основе религиозных воззрений друзей Божьих лежали разочарование в «лютеранской ортодоксии», стремление к высокой степени моральной ответственности каждого верующего, религиозный мистицизм. Особое значение придавалось личному благочестию, религиозным переживаниям верующих, ощущению живого общения с Богом, а также ощущению постоянного нахождения под строгим и бдительным «Божьим оком». Последователи Э. Вюста признавали только два христианские таинства – крещение и хлебопреломление. Сам Вюст считал возможным крещение детей, однако некоторые общины отказались от этой практики. Приверженцы вюстизма считали себя прощёнными грешниками, святыми, которым уготован небесный рай. Часть общин подвергалась с самого начала не только притеснению со стороны бывших своих церквей (менонитской  и лютеранской), но и судебному преследованию. Так как вюстизм отрицал богатство, то был особо привлекательным для бедняков и безземельных. Он оказал влияние на возникновение гюпферства в меннонитских колониях Молочанского округа Екатеринославской губернии, а также создал предпосылки для появления евангельских христиан-баптистов. См. также Меннонитство.

 
PR-CY.ru