"ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ" - Страница 4

После долгих поисков икона была обнаружена. Прозрев после молебна, Караулов уступил брату спорную часть наследства, но забрал икону, которую привёз в Арзамас, где от неё продолжались исцеления. В 1837 г., перед смертью, Караулов завещал сыну Ивану похоронить себя в Высокогорской пустыне и отдать туда икону, устроив в Покровской церкви особый придел для неё (построен в 1845 г.). Иван стал монахом этой пустыни с именем Иосиф. С 1837 г. на средства барона Николая Антоновича Шлиппенбаха перед иконой горела неугасимая лампада. Иконографический вариант этой иконы неизвестен. Она имела небольшие размеры, на средства Караулова были изготовлены серебряный золочёный футляр и риза, низанная жемчугом и камнями. Позднее риза поновлялась на пожертвования крестьянки А.М. Стуловой. Икона была вставлена в раму, находилась в резном киоте. Икона «Всех скорбящих радость», находившаяся в ахтырском во имя Святой Троицы монастыре Харьковской епархии, была написана, как полагают исследователи, в первой половине XVIII в. (226,5х168 см). По преданию, была оставлена в Троицком монастыре неким священником, направлявшимся по обету в Киев. После упразднения монастыря в 1788 г. икона пребывала в том же храме Святой Троицы. С восстановлением женского монастыря в обители в 1843 г. в книге стали записывать сведения об исцелениях от иконы. К 1859 г. их было более десяти; после проведённого расследования в 1864 г. икона была официально признана чудотворной. Находилась в Скорбященском приделе собора Святой Троицы в особом киоте (до настоящего времени не сохранилась, известна по фотографиям, восходит к западному типу «Madonna Miseriсordia»). Икона была украшена серебряным окладом. Написание иконы «Всех скорбящих радость» из Воскресенского собора Вологды датируется, как полагают исследователи, не позднее середины XVIII в. Сначала находилась в церкви Богоявления на Лосте, в двенадцати верстах от Вологды по московскому тракту. По преданию, была найдена в 1766 г. после видений во сне больной крестьянке деревни Сошниково Христине Галахтионовой, обнаружившей икону под алтарём в подвале церкви. О том, что от иконы происходили исцеления, было доложено епископу Вологодскому и Белозерскому Иосифу (Золотому). По его распоряжению соборный ключарь Дмитрий Стефанов забрал образ из Богоявленской церкви и доставил его в консисторию. За 1766–1768 гг. было собрано 59 показаний о чудесных исцелениях, которые, как правило, совершались заочно, а молебны служились в благодарность за них. Свидетельства были зафиксированы в следственном деле и в рукописи, хранившейся в соборе. Несмотря на попытки клира Богоявленской церкви в 1767 г. забрать икону, она была оставлена в соборе. В 1766 г. на средства надворного советника Апочинина поля иконы обложили серебром. В XVIII в. она была украшена множеством серебряных вотивных привесов. Позднее для неё изготовили жемчужную ризу с алмазами и драгоценными камнями. С постройкой тёплого Воскресенского собора (1772–1776 гг.) икону в особом киоте поставили за правым клиросом, летом на три месяца киот переносили в холодный Софийский собор. Икона «Всех скорбящих радость» (27,0х22,5 см; доска слегка покороблена и повреждена в нижней части) относится к типу «Умиление и посещение в беде страждущим», но отличается некоторыми особенностями извода: Богоматерь изображена в короне, в правой руке держит скипетр с крестом, в левой – хоругвь, над ней – Нерукотворный образ Спасителя. После закрытия собора в 1930 гг. икону перенесли в храм на Богородском кладбище. Другая вологодская икона «Всех скорбящих радость», находившаяся в тюремной церкви, написана, как полагают исследователи, во второй половине XVIII в. Первоначально была установлена в часовне, в ограде вологодской тюрьмы, куда не было доступа арестованным. В 1822 г. икону как храмовый образ перенесли в новую тюремную церковь и открыли доступ к ней всем желающим. В 1824 г. тюрьма и церковь были переведены на новое место; в 1860 г. церковь расширили, посторонних пускали только по воскресным и праздничным дням. Икона широко почиталась в связи с поздним преданием, что она принадлежала князю И. Андреевичу (в монашестве Игнатию), сыну угличского князя Андрея Васильевича, бывшего по воле дяди, великого князя Иоанна III, 32 года в заточении в Прилуцком монастыре. Предание появилось, по мнению исследователей, в связи с тем, что икона среди других вологодских святынь принимала участие в крестном ходе в Прилуцкий монастырь. Празднование иконе совершалось в первое воскресенье после 24 октября. Ежегодно на десять дней она переносилась в Воскресенский собор, где пребывала с кануна праздника Вознесения до дня Святой Троицы. В эти дни икону носили по домам. Она участвовала во всех городских крестных ходах. Записей о чудотворениях не велось. Икона (89,0х70,5 см; не сохранилась) относится к московскому типу со страждущими, но без дополнительных святых. Над Богородицей представлен Господь Саваоф. На фоне стихотворная надпись: «Мати с Сыном о том беседует / Да всякий в небе царство наследует». Серебряный позолоченный оклад появился до 1827 г.

 



 
PR-CY.ru