ВСЕМИРНЫЙ СОВЕТ ЦЕРКВЕЙ (ВСЦ) - Страница 8

Собор принял определение «Об отношении Русской Православной Церкви к межхристианскому сотрудничеству в поисках единства», в котором отмечалось, что участие Русской церкви в деятельности ВСЦ на протяжении 35 лет, прежде всего, являлось «свидетельством о Православии перед лицом инославного мира». Была поставлена задача проанализировать экуменический опыт и только тогда уже сделать окончательные выводы о смысле участия РПЦ в экуменическом движении, в том числе и во ВСЦ. В конце 1990 гг. разногласия между православными церквами и ВСЦ становились всё более острыми. В 1997 г. ВСЦ покинули Грузинская и Болгарская православные церкви, готовилась к выходу из ВСЦ и Сербская церковь, но окончательное решение так и не было принято. В 1997 г. Архиерейский Собор Русской православной церкви снова рассматривал вопрос об экуменизме и о том, может ли РПЦ оставаться членом ВСЦ. Было решено обсудить проблему современного экуменического движения на всеправославном уровне, а «в настоящее же время продолжить участие представителей РПЦ в работе международных христианских организаций, отмечая особую важность в переживаемый момент православного свидетельства в разделённом грехами христианском мире». Всеправославное совещание было созвано в мае 1998 г. в Фессалонике (Греция) по инициативе Русской и Сербской православных церквей. Участники совещания засвидетельствовали, что за все годы существования ВСЦ вероучительный и нравственный разрыв между православными и инославными не только не уменьшился, но даже увеличился. Было заявлено, что нынешняя структура ВСЦ, механизм принятия решений, организация совместных молитв являются неприемлемыми для православных церквей. Представители православных церквей заявили, что или они уйдут из ВСЦ, или ВСЦ должен быть радикально реформирован. Со стороны РПЦ была предложена новая модель межхристианского сотрудничества: Всемирный Христианский Форум, не предполагающий формального членства церквей и открывающий возможности для равноправного сотрудничества. Совещание приняло совместное коммюнике «Оценка новых фактов в отношениях между православием и экуменическим движением», в котором, в частности, выражалась обеспокоенность православных «определёнными тенденциями в жизни некоторых протестантских Церквей, членов ВСЦ, находящими своё отражение в дебатах ВСЦ», отсутствием прогресса в экуменических богословских дискуссиях и ощущением того, что существующая структура ВСЦ делает сколько-либо значимое православное участие всё более затруднительным, а для некоторых и невозможным. С учётом этих требований в декабре 1998 г. на восьмой Ассамблее в Хараре «Заявление» православных церквей, принятое в Фессалонике, было обнародовано. В ответ на это ассамблея создала Специальную комиссию по участию православных церквей в работе ВСЦ в составе 60 чел. от православных, древних восточных и протестантских церквей. РПЦ также выработала позицию по отношению к экуменическому движению на современном этапе. Архиерейский юбилейный Собор 2000 г. среди прочего принял документ «Основные принципы отношения РПЦ к инославию», который имеет Приложение «Участие в международных христианских организациях». В нём подробно проанализирована работа РПЦ в рамках ВСЦ и выражена озабоченность современным состоянием ВСЦ по всем пунктам, обозначенным Всеправославным совещанием в Фессалонике в 1998 г. Специальная комиссия ВСЦ провела четыре пленарных заседания: в Морже (Швейцария, декабрь 1999 г.), в Каире (Египет), где её принимали патриарх Шенуда III и Коптская православная церковь (октябрь 2000 г.), в Берекфюрдё (Венгрия, ноябрь 2001 г.) по приглашению епископа Реформатской церкви Венгрии Г. Бёльчкеи и в Хельсинки (Финляндия), где её принимали епископ В. Хуотари и Финская Лютеранско-Евангелическая церковь (май 2002 г.). В Хельсинки впервые присутствовали представители Иерусалимского православного патриархата. В заключительном отчёте комиссии (Женева, 2002 г.) были выработаны новые подходы к членству во ВСЦ, новые механизмы принятия решений и сделаны конкретные предложения по проведению молитвенных собраний на межхристианских встречах. В частности, ВСЦ было рекомендовано полностью отказаться от использования термина «экуменическое богослужение». Поскольку у ВСЦ нет и не может быть своей экклезиологии, то не может быть и собственного богослужения. Было предложено также внести в устав ВСЦ положение о необходимости исповедания членами ВСЦ Никео-Константинопольского Символа веры и поднять нижний порог членства с 25 до 50 тыс. членов, т.к. с точки зрения комиссии православные должны составлять не менее 25% от общего количества членов. Заключительный отчёт Специальной комиссии был представлен ЦК ВСЦ (февраль 2005 г.), который одобрил поправки, внесённые комиссией в Устав и правила ВСЦ. Таким образом, был введён новый механизм принятия решений на основе консенсуса, предполагающего полное согласие участников; голосование невозможно по вопросам, затрагивающим экклезиологию церквей-членов ВСЦ. Для обеспечения действия новых правил ЦК учредил постоянный Комитет по консенсусу и сотрудничеству, в состав которого в равном количестве будут входить представители православных и протестантских церквей-членов ВСЦ. Всемирным Советом Церквей была принята «Программа преодоления насилия», цель которой – бросить вызов «глобальной культуре насилия» и преобразовать её в «культуру справедливого мира».



 
PR-CY.ru