ВОСТОК ХРИСТИАНСКИЙ

ВОСТОК ХРИСТИАНСКИЙ. Христианство воссияло из среды классического Востока. Сирия, Малая Азия и Эллада были местами апостольской проповеди; Египет, по преданию, видел у себя евангелиста Марка. Во всяком случае, в IV в. христианский коптский шрифт занимает место языческих иероглифов. В IV в. христианство проникает в Абиссинию (окончательно торжествуя в V в.), в Грузию, становится господствующим в Армении. Персидское царство давало приют христианам, гонимым в Римской империи; христианство там было сильно ещё в III в. Со времени торжества христианства в Римской империи приобщение к нему было равносильно причастности к греко-римскому миру. Византийская культура была результатом культурного взаимодействия греков и восточных народов. Церковное, а затем и культурное единство было впервые нарушено отпадением (в 431 г.) несториан, которые, будучи гонимыми, переселились в Персию и распространили область христианского Востока на Среднюю Азию, Индию (фомисты) и Китай, развили широкую миссионерскую деятельность и составили цветущую церковь до времён Тамерлана. Монофизитство (в 451 г.) отторгло от единства Египет, Абиссинию, Армению, часть Сирии. Арабское завоевание нанесло тяжёлый удар христианству Востока, отдалив его от Византии и вызвав массовый переход в ислам, забвение родного языка и культуры (в Египте), уничтожив после упорной борьбы целые христианские царства (в Нубии – к XV в.). Римская пропаганда, начавшаяся ещё с Крестовых походов, сделалась особенно интенсивной с XVII в. Её результатом был переход в унию значительной части православных в Сирии и Палестине, монофизитов в тех местах, а также в Армении и Египте, монофелитов-маронитов в области Ливана и т.п. Уния являлась большей частью ступенью к полной латинизации. В XIX в. на христианском Востоке началась протестантская пропаганда, имевшая успех особенно среди армян и коптов. Вмешательство Запада в церковную жизнь христианского Востока имело следствием развитие интереса к культуре и письменности народов христианского Востока. Библиотеки Запада (особенно Ватиканская) собирали восточно-христианские рукописи, на их поиски снаряжались экспедиции. Крупные учёные, посвятившие себя изучению христианского Востока, появляются не только среди европейцев (доминиканец Лекиен, автор научного труда, посвящённого истории четырёх восточных патриархатов, – «Oriens Christianus»), но и среди получивших европейское образование местных жителей (Ассемани). Христианство Востока живо интересует западноевропейских богословов и ориенталистов (востоковедов); появляется ряд периодических изданий, посвящённых его изучению. В России, составляющей часть христианского Востока, плодотворно изучалась Византия. Много потрудились епископ Порфирий Успенский (1804–1885 гг.), особенно интересовавшийся сирийскими и африканскими христианами, и профессор Василий Васильевич Болотов (1854–1900 гг.). Армяно-грузинской культурой занимался академик Николай Яковлевич Марр (1864–1934 гг.), создавший школу и основавший серии трудов, в том числе «Тексты и разыскания в области армяно-грузинской филологии». Деятельность профессора Владимира Николаевича Бенешевича (1874–1938 гг.) охватывала, кроме канонического права восточных церквей, также армяно-грузинскую культуру. Коптскую письменность исследовал О.Э. Ламм; в области сирийской литературы работали академик Павел Константинович Коковцов (1861–1942 гг.) и профессор Дьяконов, в области коптской и эфиопской – Борис Александрович Тураев («Памятники эфиопской письменности»), арабской христианской – Игнатий Юлианович Крачковский (1883–1951 гг.) и Александр Александрович Васильев (1867–1953 гг.). В России труды по изучению христианского Востока, кроме богословских журналов при духовных академиях, печатали: «Византийский временник», «Христианский Восток» (с 1912 г.; посвящён, главным образом, негреческому христианскому Востоку) – оба при Императорской академии наук. Более популярный характер имели «Сообщения Православного Палестинского общества» (здесь, кроме статей, имелись обзоры текущей церковной жизни христианского Востока). К началу XX в. христианский Восток состоял из: 1) 15 автокефальных православных церквей, грузинского и болгарского экзархатов; 2) монофизитских: а) армянской, с верховным католикосом в Эчмиадзине и патриархатами в Константинополе, Иерусалиме, Киликии, Агтамаре; б) коптской с патриархом в Каире и 14 епархиями в Египте и Абиссинии (митрополит-абуна); в) сирийской яковитской, с патриархом в монастыре Дер-Зафран; г) фомистской в Индии, с митрополитом в Коттаяме. Фомисты перешли в число монофизитов в силу исторических превратностей; первоначально они были несториане – в Вавилонии, Месопотамии и Урмии. Из числа урмийских несториан многие присоединились в 1897 г. к православию (орган «Православная Урмия» на русском и сирийском языках). Рядом с этими древними церквами существуют униатские. Источник: Христианство. Энциклопедический словарь. М., 1993.

 
PR-CY.ru