ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ составляют особый отдел апокрифической литературы, чрезвычайно популярный в древней Руси. Причина этой популярности лежит в том, что они определённо отвечают на множество вопросов, решения которых нельзя найти в Священном Писании. Написаны они обыкновенно в форме разговора двух или трёх лиц. О «Вопросах и ответах, из колика частей сотворен бысть Адам», почти достоверно известно, что их написал основатель богомильства, поп Иеремия. Название остальных «Вопросов и ответов»: «Варфоломеевы вопросы Иисусу Христу и Богородице», «Вопросы Иоанна Богослова Господу на горе Фаворской», «Вопросы Иоанна Богослова Аврааму», «Вопросы» (или «Беседа трёх святителей»), «Иерусалимская беседа», «Голубиная книга» (последняя, впрочем, принадлежит уже не к чистым апокрифам, а составляет духовный стих, созданный на основании двух последних апокрифов). В апокрифе «От скольких частей создан был Адам» решается вопрос о сотворении человека в богомильском смысле, а именно говорится, что только душа от Святого Духа, остальное же взяло своё начало не прямо от Бога, а от разных земных предметов и от ангелов. Собственно говоря, здесь только один вопрос и один ответ, но с течением времени подобного рода диалоги стали распространяться, апокриф принял форму сборника загадок и их решений, причём каждый переписывал только то, что ему нравилось. Обыкновенно авторство такого рода сочинений приписывалось кому-нибудь из церковных писателей, а в особенности Иоанну Златоусту; это ещё больше возвышало их цену в глазах народа, любившего их ещё и потому, что ответы легко было запомнить. Таким путём возникли «Варфоломеевы вопросы», т.е. вопросы апостола Варфоломея Иисусу Христу и Богородице, касающиеся таинства Воплощения и Воскресения Спасителя; они стоят в стороне от других и по своему содержанию, касающемуся только двух специальных вопросов, и потому, что здесь не фигурирует Иоанн Златоуст. Главным действующим лицом является Иоанн в «Вопросах Иоанна Богослова Господу» и в таких же «Вопросах Аврааму». В первом апокрифе он осведомляется о знамениях кончины мира и появлении антихриста, а также о том, как произойдёт сама кончина и Страшный суд. «Вопросы Иоанна Богослова Аврааму» трактуют об участи душ праведников Ветхого и Нового Завета (например, «Чем насыщаются праведники в раю?», «Знает ли ся душа, яже суть тако?», «Приходит ли душа к телу?», «Есть ли ся маложенам совокупитися на оном свете?», «А еже приидет душа грешна, что паки тамо будет ей?»). Гораздо больше обширны по своему содержанию «Беседа трёх святителей», «Иерусалимская беседа» (или «Беседа града Иерусалима») и «Голубиная книга». Лит.: Тихонравов. Памятники отреченной русской литературы, т. 2; Порфирьев. Апокрифический сказания о новозаветных лицах и событиях по рукописям Соловецкой библиотеки. СПб., 1890; Соколов М. Материалы и заметки по старинной славянской литературе. Вып. 1, М., 1888; Мочульский B.H. Следы народной Библии в славянской и древнерусской письменности. Одесса, 1894; Архангельский A.C. К изучению древнерусской литературы. СПб., 1888; его же. Творения отцов церкви в древнерусской письменности. 1–2, Казань, 1889; Никольский Н.К. О литературных трудах митрополита Климента Смолетича. СПб., 1892.

 
PR-CY.ru