ВОСПРИЕМНИКИ - Страница 2

Не могут быть восприемниками недееспособные лица. Не допускаются до восприемничества иноверные, еретики и отступники (Номоканон при Большом Требнике). Однако инославные, говорится в авторитетной и даже имевшей в известном смысле официальное значение в конце XVIII – первой половине XIX в. «Книге о должностях пресвитеров приходских», составленной архиепископом Георгием (Конисским) и епископом Парфением (Сопковским), могут быть в некоторых случаях восприемниками православных, но при крещении они должны читать Никео-Цареградский Символ веры (без добавления Filioqe). Поскольку на восприемниках лежит обязанность участвовать в религиозно-нравственном воспитании своих крестников, от восприемничества устраняются лица, не имеющие твёрдой и сознательной веры, а также лица с сомнительными нравственными качествами. Участие в крещении нескольких восприемников и восприемниц, а также заочное восприемничество, когда ввиду родственных или дружеских отношений с семьёй новокрещёного крёстным отцом или матерью признаётся лицо, не участвовавшее в крещении, являются злоупотреблением. Со своими крестниками и их родителями восприемники вступают в отношения, которые именуются духовным родством. Факт духовного родства имеет особое значение в брачном церковном праве, являясь одним из препятствий к браку. Отцы Трулльского собора (691–692 гг.) 53-м правилом запретили браки между восприемниками и родителями воспринятых («Понеже сродство по духу есть важнее союза по телу...»). В византийском сборнике законодательных постановлений «Василики» (IX в.) запрещение браков между лицами, состоящими в духовном родстве, распространено и на третью степень: воспринявший кого-либо от крещения не должен жениться на этой особе, потому что она ему дочь, ни на её матери или дочери. Не может также жениться на перечисленных лицах и сын восприемника. Определением Константинопольского Синода при патриархе Николае III Грамматике (1084–1111 гг.) было признано препятствием к браку наличие духовного родства до седьмой степени включительно, подобно кровному родству. Но эти степени определены только по нисходящей линии от восприемника и воспринятого, а по восходящей линии лишь по отношению к родителям крестника или крестницы. На родственников по боковой линии отношения духовного родства не распространяются. Поскольку 53-е правило Трулльского собора поставило духовное родство выше плотских отношений, ищущие развода могли добиваться его через восприятие собственного ребёнка. Чтобы противодействовать этому, византийские императоры Лев IV Хазар (775–780 гг.) и Константин VI (780–797 гг.) издали новеллу, на основании которой супруг, виновный в разводе по причине наступившего вследствие восприемничества собственного ребёнка духовного родства с женой, несовместимого с продолжением супружества, подлежал денежному штрафу или телесному наказанию, семилетнему изгнанию и запрету вступать в новый брак. Тем самым данное злоупотребление было искоренено. В церковно-каноническом сознании отношения между восприемником и его крестницей и соответственно между восприемницей и её крестником, а также между восприемником и восприемницей приобрели характер духовного родства, которое, однако, не может поставляться на один уровень с духовным родством, связующим восприемников с крестниками одного пола с ними и с их родителями. После того как установилась практика иметь при крещении восприемника и восприемницу, император Юстиниан I Великий запретил брак между восприемником и воспринятой, мотивировав это тем, что ничто не может в такой мере возбуждать отеческой любви и установить столь правомерного препятствия к браку. Однако в указе Святейшего Синода Русской православной церкви от 19 января 1810 г. отрицаются отношения духовного родства между детьми восприемников и воспринятым. Святейший Синод нашёл непреодолимое препятствие к браку лишь в отношениях между восприемницей и отцом её крестницы, а также между восприемником и матерью крестника. Тем самым он исходил из непризнания канонической действительности восприемничества лица другого пола по отношению к крещаемому, хотя ни в этом указе Святейшего Синода, ни в позднейших актах церковной власти не возбраняется сам обычай участвовать в крещении в качестве восприемников двум лицам разного пола. Иногда восприемниками называют лиц, участвующих в браковенчании в качестве свидетелей, или поручителей, что является более обычным их наименованием (их называют также шаферами). Восприемниками называют также духовных отцов, которым вручаются для наставления новопостриженные монахи.



 
PR-CY.ru