ВОСКРЕСЕНИЕ - Страница 10

На резной пластине (420 г., Британский музей) – жёны и воины у храма с раскрытой дверью; на окладе Евангелия (V в., собор в Милане Дуомо) – стоящие ангел и жена перед открытой гробницей в виде античного храма на высоком подножии; на пластине (V в., Музей Кастелло, Милан) – жёны припадают к ангелу, сидящему на камне около храма с приоткрытой дверью; на пластине (V в., Баварский национальный музей, Мюнхен) в верхней части композиции над жёнами изображён юный Христос, восходящий на гору, держась за Божественную десницу; на миниатюре из Евангелия Раввулы – явление ангела жёнам-мироносицам и явление Христа Мариям, в верхней части листа изображено «Распятие»; на крышке реликвария (VI в., Музеи Ватикана) – явление ангела жёнам на фоне ротонды с распахнутыми дверцами, подобными царским вратам алтаря, с престолом, покрытым индитией; на ампуле Монцы (VI в., сокровищница собора св. Иоанна Предтечи в Монце, Италия), как и на миниатюре Евангелия Раввулы, – композиция «Явление ангела жёнам-мироносицам» соединена с «Распятием». Эти сцены, как эпизоды Страстных событий, продолжают существовать в искусстве параллельно с развивающейся иконографией Воскресения Иисуса Христа (фрески Спасского собора Мирожского монастыря, середина XII в.; церковь Вознесения в Милешеве (Сербия), 1220 гг.; икона праздничного ряда Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры, 1425–1427 гг.). В композициях соседствуют иллюстрации к евангельскому тексту, повествующему о явлении ангела, и изображения реалий иерусалимского храма Воскресения Христова. Так, на фреске собора Рождества Богородицы псковского Снетогорского монастыря (1313 г.) представлена кувуклия над гробом Господним с подвешенными лампадами. Сцена явления Христа жёнам-мироносицам, получившая впоследствии самостоятельное значение в миниатюрах и на иконах, например, миниатюра из Трапезундского Евангелия (вторая половина X в.), икона XVII в. из церкви пророка Илии в Ярославле), встречается в росписях вместе с композицией «Сошествие во ад» (фреска Софийского собора в Киеве, XI в.), а также в Страстных циклах (фреска церкви великомученика Феодора Стратилата на Ручью в Новгороде, 1380 гг.). Иконография исторического типа не могла отразить богословское содержание Воскресения Иисуса Христа, которое мыслилось как победа Христа над адом и смертью, начиная с Посланий апостола Петра (1 Пет. 3:18–19). Новое иконографическое решение, направленное на раскрытие этой темы, отражает композиция «Сошествие во ад» с надписью: «h anastasis» (известная по миниатюрам из Псалтирей). Ранние примеры – миниатюры из Хлудовской Псалтири, в которых несколько раз встречается сцена, изображающая Христа, попирающего поверженного великана в виде Силена, из чрева или из уст Силена Спаситель за руку выводит Адама и Еву («Да воскреснет Бог», «Бог вселяет единомысленные в дом, изводя окованные», «Воскресни, Боже, суди земли»). Христос окружён ореолом славы, ад изображён в виде античной персонификации, что отражает не только широко распространённую в христианской иконографии традицию (персонификации Иордана, моря, земли, пустыни и т.д.), но и отношение к аду как к одушевлённому персонажу, звучащее в повествовательных, в гимнографических и в святоотеческих текстах. Иконография «Сошествия во ад» как образ Воскресения Иисуса Христа получила сложившуюся форму к X в. Наиболее ранние примеры известны по миниатюрам из Евангелия от Иоанна, читающегося на Пасху. Спаситель, окружённый сиянием славы, с крестом в левой руке, сходит в тёмную пещеру ада и выводит Адама и Еву из гробов в виде саркофагов. По сторонам изображены ветхозаветные праведники, на первом плане – пророк Давид и царь Соломон. В пещере ада лежат сорванные с петель двери, запоры, железные вереи. Рядом с Христом изображается указывающий на Него Иоанн Предтеча со свитком в руке, который «благовестил сущим в аде Бога, явльшагося плотию» (тропарь второго гласа). Воскресение Иисуса Христа – обязательный элемент программы храмовой декорации: «Сошествие во ад» в кафоликоне монастыря Осиос Лукас в Фокиде (Греция), 1030 гг. – Христос с крестом в левой руке стоит на сорванных дверях, выводит Адама, по сторонам – праведники в саркофагах, на первом плане – пророк Давид и царь Соломон; кафоликон монастыря Неа-Мони на о-ве Хиос, 1042–1056, – рядом со Христом – Иоанн Предтеча со свитком; церковь Успения Богородицы в Дафни, около 1100 г. Санта-Мария Ассунта в Торчелло, около 1130 г., – под композицией «Сошествие во ад» изображён «Страшный Суд». Иконографическая схема почти без изменений повторяется на иконах (два эпистилия XI и XII вв., складень, XII в., из монастыря великомученицы Екатерины на Синае; икона «Двенадцать праздников», XII в., – Спаситель представлен в центре с разведёнными в стороны руками, как бы показывая язвы от гвоздей, по сторонам – Адам и Ева).

 



 
PR-CY.ru