ВОСКРЕСЕНИЕ - Страница 9

Именно поэтому «всё творение, – пишет Афанасий Великий, – торжественно совершает празднество (Воскресения Христова), и всякое дыхание, по словам Псалмопевца, хвалит Господа (Пс. 150:6)». Созерцание спасительной тайны Воскресения Иисуса Христа и прославление этого радостнейшего события истории находят разнообразное выражение в литургической жизни церкви. Центром этого прославления является Пасха, по выражению Григория Богослова, – «праздников праздник и торжество торжеств», цитируемому и в пасхальном каноне (ирмос восьмой песни). Кроме этого ежегодного праздника, продолжающегося много дней, Воскресения Иисуса Христа прославляется еженедельно по воскресеньям, причём Октоих содержит восемь различных воскресных служб соответственно восьми гласам. Пасхальное последование Цветной Триоди (тексты которого не называются в Типиконе воскресными или праздничными, но всегда «Пасхи») и восемь гласовых воскресных последований Октоиха (к системе Октоиха также относятся одиннадцать (соответственно числу воскресных утренних Евангелий) воскресных эксапостилариев и евангельских стихир Октоиха и два воскресных тропаря по великом славословии утрени) составляют в настоящее время основной корпус песнопений православной церкви, посвящённых Воскресению Иисуса Христа. Наряду с этими девятью последованиями о Воскресении Иисуса Христа говорится в последованиях праздников Вознесения Господня (четверг шестой седмицы по Пасхе), Обновления храма Воскресения в Иерусалиме (13 сентября), Воздвижение Креста Господня (14 сентября) и др. Множество посвящённых Воскресению Иисуса Христа песнопений, ныне не употребляющихся, сохранилось в рукописях. Основными темами воскресных и пасхальных песнопений являются размышление о взаимосвязи Страстей и Воскресения Господа (и шире – созерцание всего домостроительства совершённого Христом спасения), раскрытие значения Воскресения Иисуса Христа как победы над смертью и греховными силами, рассказ об исторических обстоятельствах Воскресения Иисуса Христа. Иконография Воскресения Иисуса Христа отличается длительной по сравнению с другими праздничными иконами историей формирования. Особенностью её развития является то, что её латинская основа, сложившаяся в ранний период, не претерпела существенных изменений, а изображение на протяжении III–XVII вв. видоизменялось. Тексты Священного Писания, святоотеческие творения, гимнография, а также апокрифы, лежащие в основе изображения Воскресения Иисуса Христа, развивали одну и ту же тему победы воскресшего Христа над адом и смертью. Однако создание иконографии таинственного события, очевидцев которого на земле не было, представляло сложную задачу. В связи с тем, что в Евангелиях нет описания Воскресения Иисуса Христа, в раннехристианском искусстве оно изображалось символически через прообразы, содержащиеся в Ветхом Завете, например, в знамениях пророка Ионы (Мф. 12:40; 16:4). Многочисленные композиции на эту тему известны с III в. Они сохранились в росписях катакомб III–IV вв. (Присциллы, Петра и Марцеллина, Претекстата, Майского кладбища, Джордани), в мозаиках собора св. Феодора в Аквилее (IV в.), на рельефах саркофагов. Подобная композиция встречается и в искусстве более позднего времени. Так, на миниатюре Хлудовской Псалтири (середина IX в.) изображение Ионы во чреве кита иллюстрирует текст: «Из чрева адова вопль мой, услышал еси глас мой». В ранневизантийском искусстве стремление к преодолению символизма привело к развитию исторической композиции, в которой соединились иллюстрация евангельского повествования и изображение гробницы Спасителя в виде креста или храма, построенного императором Константином Великим (323–337 гг.) на месте Воскресения Иисуса Христа. На рельефе саркофага IV в. (Латеранский музей, Рим) представлены два воина по сторонам креста, увенчанного лавровым венком с монограммой Христа, один из воинов спит, опираясь на щит; обрамлением сцены служат деревья, их кроны смыкаются, наподобие арки. Это изображение указывает на место действия – оливковый сад, где находится гробница. На створках диптиха (V в., собор в Милане Дуомо), рельефы которого посвящены Страстным событиям от «Омовения ног» до «Уверения Фомы», Воскресение Иисуса Христа представлено в трёх сценах: спящие воины у храма-ротонды Воскресения Христова, явление ангела жёнам-мироносицам и явление Христа Мариям. Две последние сцены становятся самыми распространёнными изображениями Воскресения Иисуса Христа в V–VI вв.

 



 
PR-CY.ru