ВОСКРЕСЕНИЕ - Страница 3

Как свершилось Воскресение, не сообщает ни одно Евангелие – это считается Тайной всемогущества Божьего, которая у верующих христиан не вызывает сомнения и не подлежит описанию. Некоторые толкователи считают, что вместе с женщинами была и Пресвятая Богородица – «другая Мария». Об этом литургическое говорит Предание – в синаксарном чтении во Святую Неделю Пасхи (у Феофилакта Болгарского: «Под Марией, матерью Иакова, разумей Богородицу, ибо Её так называли как мнимую мать Иакова, сына Иосифова, я разумею брата Божия»). Иные полагают, что это была Мария Клеопова или Мария Иаковлева (возможно, это одно и то же лицо). Отец церковной истории Евсевий Кесарийский (около 263 – 340 гг.) считает, что было две Марии из Магдалы, поэтому вторая и названа евангелистом «другой Марией». Однако факты косвенного свидетельства о свершении основного события не требуют от евангелистов точности. Согласно Евангелию от Матфея, в момент прихода женщин «сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нём; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег» (Мф. 28:2–3). Ангел Господень (или «юноша... облечённый в белую одежду» – Мк. 16:5, или «два мужа в одеждах блистающих» – Лк. 24:4) сообщает жёнам о свершении великой Тайны. Ясно только, что Воскресение Иисуса Христа свершилось при закрытом гробе в третий день, как об этом говорил ученикам Сам Христос (Мф. 16:21; 17:23; 20:19; Мк. 8:31; 9:31; 10:34; Лк. 9:22; 18:33; Ин. 2:19–22) и как благовествовал жёнам-мироносицам ангел: «Что вы ищете живого между мёртвыми? Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был ещё в Галилее, сказывая, что Сыну Человеческому надлежит... в третий день воскреснуть» (Лк. 24:5–7; Мф. 28:5–6; Мк. 16:6). Мария Магдалина сообщает апостолу Петру и «другому ученику, которого любил Иисус (апостолу Иоанну, Ин. 21:20, 24): «Унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его» (Ин. 20:1–2). Оба ученика, а также, по-видимому, и Мария Магдалина бегут к пещере и обнаруживают в ней лишь «одни пелены лежащие и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте» (Ин. 20:3–7). Апостол Иоанн сразу же «уверовал», что Христос воскрес (Ин. 20:8). Это – первое откровение веры в Воскресшего («невидевшего и уверовавшего»; Ин. 20:29). Затем ученики возвратились в Иерусалим, а Мария осталась у гроба и плакала. В это время она увидела в пещере двух ангелов, которые спросили её: «Жена! что ты плачешь?» Мария Магдалина ответила: «Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его. Сказав сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус. Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, обращается к Нему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его. Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни! – что значит: «Учитель!» Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я ещё не восшёл к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: «восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему»» (Ин. 20:11–17). Мария Магдалина оставляет место погребения, чтобы исполнить повеление Божественного Учителя (Ин. 20:18). С рассветом к пещере приходят и другие жёны-мироносицы. Они также увидели камень отваленным от входа в пещеру, а в самой пещере – ангела и ужаснулись (Мк. 16:1–5). Ангел сказал им: «Не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите...» (Мк. 16:6–7). Женщины «со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его» (Мф. 28:8). На пути их встретил воскресший Христос «и сказал: радуйтесь!» (Мф. 28:9). Явление ангела, вид которого «был, как молния», вызвало у стражи, охранявшей пещеру, сильный испуг, «стерегущие пришли в трепет и стали как мёртвые» (Мф. 28:2–4). Об этом они рассказали иудейским первосвященникам, а те, посовещавшись со старейшинами, дали воинам «довольно денег», чтобы они распространили версию исчезновения тела из гробницы, согласно которой ученики Христа выкрали Его тело, чего не заметила спавшая в то время стража (Мф. 28:11–15). Описание самого события Воскресения, т.е. того, как Иисус Христос ожил и оказался вне погребальной пещеры, в канонических новозаветных текстах отсутствует, а имеется лишь в апокрифическом «Евангелии Петра». В любом случае, этого события никто из людей не видел. Даже Пресвятая Дева, Которой, согласно церковному Преданию, Воскресший явился первой, видит Христа уже после Его Воскресения (поэтому событие Воскресения как таковое никогда не изображалось в византийской и древнерусской иконографии). Согласно Евангелиям, Иисус Христос, имея власть над жизнью и смертью (Ин. 11:25), не только воскрешал умерших (дочь Иаира – Мф. 9:18–19, 23–25; сына вдовы из города Наин – Лк. 7:11–15; Лазаря из селения Вифания – Ин. 11:1), что предвозвещало Его собственное восстание из мёртвых, но и предсказывал Своё Воскресение. Он неоднократно говорил Своим ученикам, «что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет» (Мк. 9:31; 8:31; 10:34).

 



 
PR-CY.ru