ВОСКРЕСЕНИЕ - Страница 2

В палестинском иудаизме событие воскресения всегда представлялось как телесное пробуждение мёртвых. Тем самым гарантировалась идентичность воскресшего человека с умершим, так что таковому следовало дать отчёт за совершённые некогда поступки. Эллинистический иудаизм во многом под греческим влиянием принял надежду на бессмертие души. Воскресение мыслилось как соединение бессмертных душ с восстановленными телами. Наиболее ясно платоновский дуализм выражается иудейско-эллинистическим философом Филоном Александрийским (конец I в. до н.э. – начало I в. н.э.). Согласно его учению, душа человека – это часть человека, происходящая от Бога, а тело (животная часть человека) – это источник всего злого в человеке. Тело – темница, в которую заключена душа. В таком понимании для воскресения человека не остаётся места. Спасение состоит в освобождении души из темницы тела. В позднейшем иудаизме воскресение мёртвых становится предметом спора между фарисеями и саддукеями. Саддукеи не находили в Торе основания для воскресения мёртвых и потому отклоняли всякую мысль о таковом. Фарисеи, напротив, проповедовали это учение и находили широкую поддержку в иудейском народе. Они думали, что только душам праведных будут возвращены их тела. После разрушения Иерусалима в 70 г. н.э. влияние саддукейских кругов полностью прекратилось, а сформировавшиеся под влиянием фарисеев учёные, занимавшиеся Писанием, с тех пор одни господствовали в этой области. Тем самым надежда на воскресение стала исповеданием веры, которое должен был подтверждать каждый еврей. Душа и тело понимались талмудическими учителями раздельными только по своему происхождению; тело воспринимается от человеческих родителей, тогда как душа даётся Богом, к Которому она возвращается, когда умирает тело. Во время воскресения мёртвых душа будет соединена с тем же самым телом. Современный реформированный иудаизм отошёл от учения о воскресении и заменил его верой в бессмертие души. Учение о всеобщем воскресении из мёртвых утверждается в христианстве, где понятие о воскресении мёртвых стало общей верой и получило более точные определения. Утверждается, что воскресение мёртвых совершится во время второго пришествия Христа, и оно будет действительным воскресением людей по их телесной природе, а не только нравственным воскресением, перерождением и преобразованием. Согласно христианству, воскреснут все люди без различия – праведные и грешные (Ин. 5:29; Деян. 24:15; 1 Кор. 15:22 и пр.). Первым воскресшим является Иисус Христос. Его Воскресение считается началом оживания мёртвых и доказательством этого. Воскресение в христианстве осознаётся как чудо, нарушение естественного хода событий, а способность к Воскресению – как исключительная характеристика Бога, удостоверение Его всемогущества. Язычникам догмат о воскресении тел представляется самой странной нелепостью христианского учения, поскольку они считают невозможным, чтобы сгнившее и распавшееся на частицы, съеденное зверями или сожжённое огнём тело могло воскреснуть. Но христиане возвращение Иисуса Христа к жизни после Его смерти, вызванной распятием на Кресте, и погребения рассматривают как свидетельство Его Божественности, как залог всеобщего восстания из мёртвых, а вера в это – как самая суть христианства. Поэтому с первых времён многие отцы и учителя церкви определяли и защищали догмат о воскресении мёртвых. Одноимённое название носит установленный в память этого события великий христианский праздник, именуемый Светлым Христовым Воскресением (или Пасхой). В основу христианских представлений о Воскресении Иисуса Христа положены события ночи, в которую Христос воскрес. Они описаны в четырёх Евангелиях (Мф. 28:1–10; Мк. 16:1–11; Лк. 24:1–12; Ин 20:1–18). Краткое упоминание о некоторых из них есть в первом Послании апостола Павла к Коринфянам (15:4–5). Поскольку описания евангелистов существенно различаются, с древних времён предпринимались попытки составить общую хронологию пасхальных событий (Татиан, Исихий); в русской библеистике последовательность событий пасхальной ночи дают священники Тимофей Иванович Буткевич, Александр Иосифович Пахарнаев, Михаил Алексеевич Соболев и др. Но, кроме известных по Евангелиям фактов, все хронологии носят характер предположений. Факты, о которых свидетельствуют Евангелия, таковы. В субботу поздним вечером (в Синодальном переводе: «по прошествии... субботы» – Мф. 28:1), когда начался первый день недели (в Синодальном переводе: «на рассвете первого дня недели»; на Востоке новые сутки начинались с вечера), галилейские женщины пришли ко гробу, в который положили Иисуса Христа, чтобы, по иудейскому обычаю, помазать тело Его бальзамирующими веществами (миром), чего они не успели сделать в пятницу, вечер которой уже считался началом субботы, т.е. «дня покоя». Одни жёны упоминаются апостолом Матфеем (28:1), другие – апостолом Марком (16:1), «а Мария Магдалина была спутницей всех, как самая усердная и ревностная» Его ученица. Они обнаружили, что камень отвален (Мк. 16:4; Лк. 24:2; Ин. 20:1), а гроб пуст, поскольку после вечера субботы Иисус Христос уже воскрес. «Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его» (Деян. 2:24).

 



 
PR-CY.ru