ВОЙНО-ЯСЕНЕЦКИЙ Валентин Феликсович, архиепископ Лука - Страница 11

В 1959 г. патриарх Алексий I предлагал присвоить архиепископу Луке степень доктора богословия. Умер Валентин Феликсович 11 июня 1961 г. в воскресенье, в день Всех святых, в земле Российской просиявших, был похоронен на Первом Симферопольском кладбище, справа от храма Всех святых г. Симферополя. После канонизации православной церковью в сонме новомучеников и исповедников Российских (22 ноября 1995 г.), его мощи были перенесены в Свято-Троицкий Собор (17–20 марта 1996 г.). Прежняя могила св. Луки также почитаема верующими. Все дети профессора пошли по его стопам и стали медиками, внуки и правнуки тоже стали учёными. Постановлением Генеральной Прокуратуры РФ от 12 апреля 2000 г. в соответствие с законом РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» гражданин Войно-Ясенецкий Валентин Феликсович полностью реабилитирован. Его монография стала настольной книгой врачей. Исследователи отмечают, что даже не зная, что книга написана епископом, нельзя не заметить, что её писал человек, с большой любовью относящийся к больным. В ней есть такие строки: «Приступая к операции, надо иметь в виду не только брюшную полость, а всего больного человека, который, к сожалению, так часто у врачей именуется „случаем“. Человек в смертельной тоске и страхе, сердце у него трепещет не только в прямом, но и в переносном смысле. Поэтому не только выполните весьма важную задачу подкрепить сердце камфарой или дигаленом, но позаботьтесь о том, чтобы избавить его от тяжёлой психической травмы: вида операционного стола, разложенных инструментов, людей в белых халатах, масках, резиновых перчатках – усыпите его вне операционной. Позаботьтесь о согревании его во время операции, ибо это чрезвычайно важно». Украинская православная церковь также причислила его к лику святых 22 ноября 1995 г. Реабилитирован в апреле 2000 г., в августе 2000 г. канонизирован Русской православной церковью в сонме новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания; память – 29 мая (11 июня). Войно-Ясенецкого считают основателем «кардиоцентризма» в российской религиозной мысли XX в. Знания о религии он разделял на два типа. Первый подобен музыкальному слуху – это степень духовного опыта. Второй подобен теории музыки – это фактологическое знание. В науке о религии должен осуществиться синтез того и другого. Религиозная потребность есть у каждого человека, но для познания религиозной истины необходимо нравственное самоопределение. Абсолютная, сверхмирная реальность постигается сердцем, а не рассудком. «Сердцем» в православном учении называется непосредственное взаимодействие духовного и телесного, не подвергнутое ревизии вторичной рефлексии. Дух, личное начало в человеке, обусловливает религиозную потребность всего существа, в которой выражается взыскание Бога как обращённого к человеку Творца, преображающего сердце по Своему подобию. Лука считал, что удовлетворить эту потребность может лишь христианство – религия, в которой Бог сам становится человеком, обещает грядущее преображение смертного мира и воскресение. Войно-Ясенецкий уделял большое внимание православной этике, создал свою концепцию христианского гуманизма. Переосмысливая космологическое доказательство бытия Бога в духе «антропного принципа», он пришёл к синтезу веры и знания. Наука обосновывает не только естественные законы, по которым мир существует, но также нормативные законы, по которым он должен существовать в интересах сохранения жизни. Вместе с тем она признаёт своё бессилие перед смертью. Только религия отвечает на возникающие при этом телеологические (целеполагающие) вопросы. (Думается, однако, что религия не только на них отвечает, но и сама их формирует.) Войно-Ясенецкий утверждал, что науку и религию нельзя противопоставлять: человек одинаково нуждается в них. Соч.: Дух, душа и тело. М., 1997; Наука и религия. Дух, душа и тело. Ростов-на-Дону. 2001.



 
PR-CY.ru