ВОЛХВЫ - Страница 5

Влияние восточных легендарных традиций на западные заметно уже в V в., например, в Opus imperfectum in Mattheum, который связан с тем же источником, что и «Хроника» Зукнина, т.к. в нём упоминаются двенадцать мудрецов и ожидание появления яркой звезды. В XIV в. европейская легендарная традиция в развитом виде нашла отражение в книге Иоанна Хильдесхаймского «Historia trium regum», повествующей о трёх царях, Мельхиоре из Нубии, Вальтазаре из Годолии и Каспаре из Фарса. Узнав о рождении Младенца благодаря звезде, предсказанной Валаамом, они отправились в Иерусалим отдельно друг от друга и встретились там не сразу из-за тумана. Мельхиор ожидал остальных на горе Кальвар, где воздвиг часовню; после встречи и беседы с Иродом они отправились в Вифлеем, где преподнесли Христу кроме золота, ладана и смирны другие предметы, принадлежавшие Александру Великому и царице Савской, а также сосуды из иерусалимского храма, похищенные халдеями. Мельхиор, кроме того, поднёс золотое яблоко (державу) и 30 динариев (они были утеряны Марией и Иосифом; их нашёл один пастух и отдал в иерусалимский храм, потом они послужили платой Иуде за предательство). Вернувшись на родину, они стали возвещать о Христе, построили часовню и храмы, в которых изображали Младенца с поднявшейся над крестом звездой. После Пятидесятницы апостол Фома отправился в те края, освятил часовню и поставил волхвов епископами. В западных календарях память Каспара отмечается 1 января, Мельхиора – 6 января, Вальтазара – 11 января. Впоследствии память трёх волхвов была приурочена к празднику Богоявления Господня – 6 января. В этот день устраивались представления, изображающие поклонение волхвов, получившие название праздника «Трёх королей». В православных календарях нет особого дня памяти волхвов. В ряде византийских рукописей под 25 декабря отмечается только «поклонение волхвов». По преданию, мощи волхвов были обретены в Персии равноапостольной царицей Еленой и перенесены в Константинополь, в V в. – в Мидлан. В 1164 г. по желанию императора Фридриха I Барбароссы (1152–1190 гг.) мощи были увезены в Кёльн архиепископом Рейнальдом, где 24 июля был установлен местный праздник «Трёх королей». В настоящее время они хранятся в Кёльнском кафедральном соборе во имя Пресвятой Богородицы и апостола Петра. В XIII в. о гробницах волхвов в персидском г. Сава (современный Саве, к юго-западу от Тегерана) сообщал путешественник Марко Поло (1254–1324 гг.). Дары волхвов до IV в. хранились в Иерусалиме, император Аркадий (395–408 гг.) перенёс их в Константинополь, впоследствии они были помещены в храме Святой Софии. По свидетельствам паломников, когда подаренное волхвами золото подносят к уху, «чудесным образом слышится как бы шёпот». После падения Константинополя (1453 г.) Мария (Мара) Бранкович, вдова турецкого султана Мурада II (1404–1451 гг.) и дочь сербского деспота Георгия Бранковича (1367–1457 гг.), привезла их на Афон. Когда в нарушение древнего запрета она поднималась от пристани к монастырю св. Павла, Богородица чудесным образом воспрепятствовала ей приблизиться к обители. Мария не посмела идти дальше и передала дары волхвов в руки игумена, который вышел ей навстречу в сопровождении братии (впоследствии на этом месте иноки воздвигли часовню). Золото сохранилось в виде 28 небольших подвесок различной формы, поверхность каждой пластины украшена сканью. Ладан и смирна представляют собой маленькие шарики (до 60 штук). В настоящее время эта святыня хранится в ризнице монастыря св. Павла. Изображения волхвов, основанные на евангельском повествовании (Мф. 2:1–12), а также на апокрифических текстах («Протоевангелие Иакова», Евангелие Псевдо-Матфея), известны с III в. как в живописи катакомб, так и в рельефах саркофагов. Они, как правило, включены в композиции Рождественского цикла и не встречаются в качестве единоличных образов. Наиболее распространённые сюжеты с волхвами: поклонение Богородице и Младенцу, путешествие за звездой, беседа с Иродом, возвращение в свои страны. Волхвы изображаются в коротких туниках, штанах и фригийских шапках, иногда одежды орнаментированы, что подчёркивает восточное происхождение волхвов (например, в церкви Успения Богородицы в Дафни, около 1100 г.). В сцене поклонения волхвов с сосудами в руках представлены рядом с сидящей на престоле Богоматерью с Младенцем либо с одной стороны (например, катакомбы Каллиста, середина III в.; латеранский саркофаг, IV в.), либо с двух сторон (два волхва изображены в катакомбах Петра и Марцеллина, конец III в.; в церкви Санта-Мария Маджоре в Риме, 432 г.) – на триумфальной арке, рядом с престолом, на котором сидит Младенец Христос, беседующими с Иродом; волхвы в обтягивающих расшитых жемчугом нарядах и фригийских шапках. В церкви Сант-Аполлинаре Нуово (VI в.), сцена поклонения волхвов находится на северной стене перед вереницей мучениц, подходящих к Богоматери. В образах волхвов исследователи отмечают новые черты, характерные для византийской иконографии: если до сих пор они изображались безбородыми, то здесь и в последующих памятниках Гаспар представлен в виде старца с седой бородой, Валтасар – средовеком, Мельхиор – юношей. В церкви Сант-Аполлинаре Нуово иллюстрируется путешествие волхвов на конях и Акафист. Почитание волхвов в Средневековье было связано с перенесением их мощей из Милана в Кёльн (1164 г.). В пространном сказании о «Трёх святых царях» Иоанна Хильдесхаймского наряду с изложением легендарной истории волхвов и повествованием об обретении и перенесения и мощей содержится возвышенная похвала Кёльну. Заключительная 46-я глава «О прославлении трёх святых царей, о том, как надлежит их хвалить» свидетельствует о значении их почитания для церкви. Особенности местного кёльнского празднования и рождественские мистерии оказали влияние на русскую иконографию. Так, на псковской иконе «Собор Богоматери» (начало XV в.) волхвы изображены подносящими дары (в своих обычных одеждах) и поющими рождественскую стихиру (в диаконских стихарях).



 
PR-CY.ru