ВОЛХВЫ - Страница 4

Представление о волхвах как восточных царях окончательно сложилось в средневековой Европе начиная с IX в. В это же время стали считать, что волхвы были потомками или представителями всей земли: Сима, Иафета и Хама, т.е. прообразовали Вселенскую церковь. Такое расширенное толкование вызвало полемику во время Реформации, скептическое отношение у католических экзегетов, однако существенно не повлияло на народное благочестие, и Богоявление оставалось праздником «Трёх королей». Долгое время количество волхвов, пришедших с востока, не было точно установленным. Число «3», которое утвердилось впоследствии, впервые приводит Ориген (около 185 – 254 гг.), который связывает волхвов с тремя мужами, которые встречают Исаака (Быт. 26:27–29), или по числу даров. Постепенно установилось именно это число, хотя в других произведениях этого периода говорится о двух, четырёх, шести, восьми, а в сирийской церкви существовало предание о двенадцати волхвах, которые пришли в Иерусалим с большой свитой. В восточных христианских сказаниях волхвы получают ещё больше внешнего величия и блеска: они прибыли в Иерусалим со свитой в тысячу человек, оставив позади себя на левом берегу Евфрата войска в семь тысяч человек. Имена волхвов Каспар, Мельхиор и Вальтазар появляются в раннем Средневековье. Позднее это мнение стало общепринятым: Иоанн Хильдесхаймский (XIV в.), Иаков из Варацце (XIII в.). Встречаются описания внешнего вида волхвов: Каспар – безбородый юноша, Мельхиор – бородатый старец, Вальтазар – темнокожий, позднее – чёрный. Звезда, указавшая путь волхвам к месту рождения нового Царя, иногда соотносилась толкователями с мессианским предсказанием о восхождении звезды от Иакова (Числ. 24:17) языческого прорицателя Валаама. Начиная с Оригена, существовало представление, что волхвы были потомками Валаама, которые из поколения в поколение передавали пророчество в своей среде, пока оно, наконец, не исполнилось в евангельской звезде Рождества. Многие церковные авторы считают, что волхвы прибыли в течение второго года после Рождения Христа. Эта интерпретация отражена в иконографии поклонения волхвов первых веков христианства, где Младенец изображается уже немного подросшим. Однако есть Отцы церкви, которые считали, что событие поклонения произошло на первой неделе после рождения Иисуса (например, Августин Блаженный называет точное время – 13-й день после рождения). В рамках христологического толкования евангельского рассказа дары волхвов (золото, ладан, смирна) получают символическое значение: они указывают на царское, божественное и человеческое (страдание, смерть) служение Младенца. Начиная с Иринея Лионского (около 130 – 202 гг.) и Оригена смирна понималась как указание на предстоящую смерть Христа (Мк. 15:23; Ин. 19:39); золото подобает Иисусу как Царю, ладан – как Богу, смирна – как человеку. Иногда ладан – указание на первосвященническое служение Иисуса. Для автора толкования на Евангелие от Матфея, написанного в V в., дары символизируют веру, разум и добрые дела. Для Евфимия Зигабена (XII в.) – это добрые дела, молитва и умерщвление страстей; для папы Григория I Великого (590–604 гг.) – мудрость, молитва и умерщвление плоти. Начиная с позднего Средневековья, существует толкование, что золото указывает на бедность Святого семейства, ладан – на зловоние в стойле, смирна была дана для здоровья Младенца. Легендарные традиции Запада и Востока сохранили ряд особенностей и деталей жизни волхвов. Один из древних текстов – «Книга сокровищ пещеры» (VI в.) сообщает, что за два года до рождения Иисуса волхвы в Персии видели звезду особой формы, которая сопровождалась видением о девушке с коронованным ребёнком во чреве. Волхвы взошли на гору Нуд, чтобы взять дары, которые в одной из пещер этой горы были оставлены Адамом и Евой. Адам заповедовал своему сыну Сифу взять сокровища только тогда, когда явится необычная звезда; от Сифа это завещание передавалось из поколения в поколение. Три волхва поклонились Иисусу как Мессии, а после возвращения возвестили о Нём в своих странах. После Пятидесятницы они были крещены апостолом Фомой, который проповедовал в их странах, и сами стали проповедниками новой веры. О двенадцати волхвах говорится в сирийской легенде («Хроника» Зукнина, VIII в.), о завете Адама, данном сыну, и о чудесном явлении звезды, которая вела волхвов в пещеру сокровищ и в Иерусалим. Из поколения в поколение избирались двенадцать мудрецов, которые должны были каждый год восходить на высокую гору, где в молитве в течение трёх дней наблюдали за светилами, чтобы увидеть таинственную звезду.

 



 
PR-CY.ru