ВОЛХВЫ - Страница 2

В античной литературе в основном существует два значения этого термина: люди, принадлежащие к персидским зороастрийским жрецам, и вавилонские жрецы-астрологи как особая профессиональная группа. Отец истории Геродот Галикарнасский (около 484 – около 425 гг. до н.э.) первый упоминает магов как особое персидское племя или эзотерическое сообщество, посвятившее себя царским жертвоприношениям, ритуалам погребения, предсказаниям и толкованиям снов. Известно также определение волхвов, данное Платоном (около 427 – 347 гг. до н.э.) или кем-то из его учеников в разговоре об учении одного молодого персидского аристократа: «Один из них преподаёт магию Зороастра, сына Ормузда; суть её в почитании богов». В данном случае имеется в виду определённая профессия, суть которой в исполнении конкретных жреческих функций. Такое понимание было определено общим античным представлением о зороастризме. Со временем акцент в понимании этого слова всё больше смещается с выполнения жреческих функций на дивинационную (интуитивную) практику астрологических предсказаний. Например, древнеримский писатель и политический деятель Плиний Младший (около 61 – около 114 гг.) говорит о двух функциях магов: исцеление от болезней и предсказание будущего, при этом последнее считается более важным. Таким образом, этот изначально этнический термин прочно связывается с восточной астрологией и магией вообще. Отсутствие в рассказе евангелиста точных указаний на происхождение волхвов, их число, мотив, который побудил их отправиться в путь, уже достаточно рано послужило основанием для многочисленных предположений экзегетов, а также для развития легендарных традиций как на Востоке, так и на Западе. Попытки экзегетов уточнить, откуда «с востока» пришли волхвы, приводят с учётом возможных значений термина «magoi» к трём основным вариантам решения: многие утверждают персидское или вавилонское происхождение волхвов, реже их родиной называют Аравию. Подтверждением персидского (или халдейско-вавилонского) происхождения волхвов может служить указание евангелиста на мотив, побудивший их пойти и поклониться «родившемуся Царю Иудейскому»: «Мы видели звезду Его на востоке». Контакты иудеев с народами Вавилона и Персии возникли достаточно рано и постоянно поддерживались, поэтому волхвы в силу своего интереса к религиозным проблемам вполне могли иметь представление об ожидаемом иудеями царе-Мессии и пророчестве о мессианской звезде (Числ. 24, 17). Звезда (у древних звезда или комета часто была указанием на рождение великого человека) стала тем знаком, который побудил волхвов искать родившегося царя в Иерусалиме, самом известном городе иудеев. Необычное небесное явление, даже без допущения знакомства волхвов, посвятивших себя изучению звёзд, с иудейскими верованиями, могло стать причиной их путешествия, т.к. появление на небе необычной звезды как в зороастризме, так и в халдейской магии понималось как предзнаменование события, способного изменить мир. В обширной астрономической литературе, связанной с данным вопросом, исследователи выделяют следующие наиболее распространённые объяснения. Во-первых, появление сверхновой звезды, что, однако, невозможно точно доказать для этого времени; затем явление так называемой кометы Галея, которая была видна около 12–11 гг. до н.э., но для понимания евангельского рассказа это событие произошло слишком рано. Многие исследователи более обоснованным считают явление особой звезды и ссылаются на сообщение китайских астрономов о комете или сверхновой звезде в 5–4 гг. до н.э. И наконец, именно в 747 г. от основания Рима на небе было видно чрезвычайно редкое сочетание планет Юпитера и Сатурна в созвездии Рыб, которая трижды происходила в 7–6 гг. до н.э. и была хорошо заметна. Это не могло не обратить на себя внимание всех, кто наблюдал за звёздами и занимался астрономией, т.е. именно халдейских волхвов (именно эта констелляция была предсказана вавилонскими астрономами). В следующем году к этому сочетанию присоединился Марс, который ещё больше усилил необычайность всего явления. Такое объяснение принимается многими толкователями, поскольку Юпитер считался «царской звездой», а Сатурн («субботнюю звезду») иногда называли «звездой евреев».

 



 
PR-CY.ru