Словарь по христианству В ВОЗРОЖДЕНИЕ, Ренессанс - Страница 6

ВОЗРОЖДЕНИЕ, Ренессанс - Страница 6

Иногда (например, у Марло в прологе к трагедии «Мальтийский еврей») это противостояние выражено прямо. В исторической перспективе, при которой отходит в прошлое гнёт реакционной идеологии, воспринимается, главным образом, одна, возрожденческая культура и меркнет антикультура «тёмных людей». Отсюда нетерпимость реакции той эпохи к ренессансной культуре, отчасти унаследованная современной наукой, склонной обесценивать Возрождение и сводить его к краткому промежутку в истории одной или трёх-четырёх стран, к простой переходности, к периоду без своего лица, к якобы бессубстратному диалогу более существенных художественных эпох, в качестве которых предстают односторонне трактуемые Средневековье и барокко. Ренессансное культурное развитие, обусловленное определёнными экономическими предпосылками, не предполагает некую идеальную общественную ситуацию. Идеал гармонического человека не был до конца осуществим вне того идеала гармонического общества, который складывался у гуманистов Возрождения, а этот последний нигде не был воплощён в жизнь. Развитие ренессансной культуры проходило в более или менее ожесточённой, но постоянной борьбе. В определённых условиях ренессансная культура могла, опираясь на складывающиеся национальные интересы и на поддержку народа, продержаться века в противостоянии реакционному или становившемуся всё более реакционно-сковывающим государству. Это видно на примере живописи, поэзии, романа, а особенно драмы в Испании XVI и XVII вв. По мнению исследователей, опыт испанского Возрождения универсален в двух планах. Во-первых, он знаменателен для решения вопроса о ренессансных процессах в тех странах, где не было достаточно интенсивного буржуазного развития, а это имеет значение не только для народов византийского ареала, но и для ряда народов Востока, вокруг вопроса о характере культуры которых идут споры. Во-вторых, опыт испанского Возрождения говорит об острейшей идейной борьбе, в которой приходилось существовать ренессансной культуре даже в периоды её высшего подъёма во времена итальянского Кваттроченто и затем в XVI в. во Франции, Польше, Англии, не говоря уже о других странах. Исследователи подчёркивают, что при освящении вопроса о степени распространения предренессансных процессов важно помнить, что в подготовке Возрождения в Западной Европе большую роль играли центры, имевшие разнообразные связи с восточными культурными ареалами. Это касается не только Испании (ближайшей соседки Византии и арабов), но и разгромленного в первой половине XIII в. феодальной реакцией Прованса, продолжателя бугрского («болгарского») еретического движения богомилов, и Франции, ставшей в XIII в. прибежищем пришедшего через посредство арабов несхоластического аверроэсовского аристотелизма и рационализма, центром самой влиятельной в Европе художественной литературы. Направление движения главных школ ренессансной философии на Западе (аристотелизма и неоплатонизма) в свете идей преемственности не только от Древнего Рима, но и от Византии или через арабов на Запад у некоторых исследователей не вызывает сомнения. Учение Аристотеля, которое для Отцов церкви было подозрительным из-за своей материалистичности и основательно забытое в Средние века, по-настоящему вошло в западный культурный обиход после того, как сочинения философа, ставшие с IX в. основой арабского аристотелизма, были переведены в XII в. с арабского языка на латынь. Наряду с христианизированным, а затем и превращённым монахом-доминиканцем Фомой Аквинским (около 1224 – 1274 гг.) в основу католической религиозно-философской мысли упрощённым аристотелизмом пришёл через византийскую Сирию и через арабов более подлинный аристотелизм, восстановленный кордовцем XII в. Ибн Рушдом (Аверроэсом) в духе светски-рационалистической и во многом материалистической тенденции. Столкновение в следующем веке Сигера Брабантского (около 1240 – около 1281/1284 гг.) и парижских аверроистов с томизмом было прологом к идейным битвам Возрождения. Оно освободило мысль Данте от традиционных догм в такой степени, что стало возможным создание «Божественной Комедии». Неоплатонизм, ставший столь же важным направлением ренессансной философии, попадал на Запад согласно сходной системе преемственности. Один из источников ересей и мистики, которые питали революционные движения Средневековья и Возрождения, он подготовил тем самым многие особенности ренессансного мировоззрения.

 



 
PR-CY.ru