ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ

ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ – один из двунадесятых церковных праздников, празднуется на сороковой день после Пасхи (в четверг шестой недели). Находясь в зависимости от Пасхи, праздник Вознесения Господня не связан с определённым числом и принадлежит к так называемым подвижным праздникам (или переходным). В этот день вспоминается одно из событий, считающееся главным в Священной истории, – восшествие Иисуса Христа на небо и обетование о Его втором пришествии. После воскресения из мёртвых Христос проблы на земле ещё сорок дней. Явившись Своим ученикам на сороковой день Иисус вывел их из Иерусалима по направлению к Вифании, на гору Елеонскую. Когда они поднялись на гору, у ещё мало разумевших духовный характер учения Христа учеников мелькнула мысль: не вывел ли их Учитель на гору для того, чтобы объявить Своё мессианское царство на земле. Христос с гурустью укорял их за это неразумение, делавшее их всё ещё больше сынами «царства Израилева», чем «царства Христова». Затем, объяснив им истинный смысл совершившегося события и обещав послать им Духа Святого, Христос, «подняв руки Свои, благословил их. И когда благословлял их, стал отделяться от них и возноситься на небо» (Лк. 24:51). «И облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1:9–11). По учению церкви, Вознесение Господне есть одна из тайн домостроительства спасения, которая превосходит чувственный опыт и не ограничивается только событием ухода воскресшего Христа на небо. В Новом Завете имеется целый ряд указаний на прославление воскресшего Иисуса Христа или Его превознесённое положение на небесах (одесную Бога), которое тесно связано или является следствием Его Воскресения и Вознесения. О «вхождении во славу» говорится в Лк. 24, 26; Деян. 5, 31; Еф. 4:8–10; Флп. 2:6–11; 1 Тим. 3, 16; Евр. 1, 3, 5; Евр. 2, 9; Евр. 5, 5; Евр. 12, 2; Откр. 3, 21; Евр. 12, 5; о «прославлении» после Воскресения – в 1 Пет. 1, 21; о «седении одесную Бога» – в Рим. 8, 34; Еф. 1, 20; Еф. 2:5–6; Кол. 3, 1. Нередко эти указания представляют собой прямые цитаты из Ветхого Завета или аллюзии на ветхозаветные прообразы. Так, Сам Спаситель ещё прежде крестных страданий, толкуя Пс. 109, говорит о Своём «седении одесную Бога» (Мк. 12:35–37; Мк. 14, 62). В Откровении (3, 21) со-восседание Христа с Отцом представлено как результат Его победы, а в Послании к Евреям Вознесение, вхождение в небесное святилище и седение одесную Бога входят в Первосвященническое служение Христа (Евр. 4, 14; Евр. 6, 20; Евр. 7, 26; Евр. 8, 1; Евр. 9:11–12, 24; Евр. 10, 12). Предсказания о пришествии или возвращении с небес Сына Человеческого (Мф. 16, 27; Мф. 24, 30; Мф. 26, 64; Мк. 8, 38; Мк. 13, 26; Лк. 21, 27) подразумевают предшествующее вознесение или восхождение на небеса. В Евангелии от Иоанна возвращение Христа к Отцу Небесному (Ин. 3, 13; Ин. 13:1–3; Ин. 16, 5, 28) предстаёт в теснейшем единстве с Его пришествием в мир (Ин. 3, 17, 31; Ин. 6, 38; Ин. 8, 23; Ин. 13, 3; Ин. 16, 28). О нисхождении и восхождении Христа говорится в Еф. 4:8–10; и 1 Пет. 3:18–22. Уже в древнейших вероисповедных формулах I–II вв. о Вознесении Господнем говорится как об одном из основных событий земного служения Иисуса Христа. В большинстве древних Символов веры Вознесение Господне упоминается вслед за Воскресением (например, в Никео-Цареградском Символе: «И воскресшаго в третий день по писанием. И восшедшаго на небеса и седящаго одесную Отца»). Важность события Вознесения подчёркивается и в большинстве древних евхаристических молитв (анафор). По учению церкви, после Своего Вознесения Христос не оставил мира, но пребывает в нём в Святом Духе, Которого Он послал от Отца, а через действие Святого Духа Его невидимое присутствие сохраняется в таинствах (евхаристический аспект Вознесения просматривается уже в беседе о «хлебе небесном»; Ин. 6:22–71).

 



 
PR-CY.ru