ВОЗДВИЖЕНИЕ КРЕСТА ГОСПОДНЯ - Страница 5

Большое распространение в православном мире имели различные редакции Студийского устава, в XII–XIV вв. вытесненного Иерусалимским уставом, который после XIV в. стал общепринятым в православной церкви. Корпус песнопений Воздвижения по этим уставам в целом один и тот же; праздник имеет предпразднество и попразднество; литургийные чтения праздника, суббот и недель перед и после Воздвижения заимствованы из Типикона Великой церкви. Первая паремия праздника на вечерне (Исх. 15:22–26) обычно увеличена на два стиха до 16:1; Евангелие субботы перед Воздвижением (Мф. 10:37–42) читается на один стих больше до 11:1; апостольское чтение литургии Воздвижения, напротив, сокращено (1 Кор. 1:18–24); из константинопольской же традиции заимствован и чин воздвижения креста на праздничной утрене. Праздник Воздвижения стал важной вехой годового богослужебного круга. К этому празднику заканчивается чтение на литургии Евангелия от Матфея, начавшееся в понедельник после недели Всех святых. Окончание 17 седмиц этого цикла специально приурочивается к неделе после Воздвижения. В понедельник вслед за неделей после Воздвижения начинается чтение Евангелия от Луки, и тем самым на Воздвижение бывает или воздвиженская преступка (часть чтений 17-седмичного цикла Мф. опускается) или воздвиженская отступка (в случае ранней Пасхи 17-седмичный цикл Мф. заканчивается ещё до Воздвижения и часть чтений приходится повторять). Помимо начала чтения Евангелия от Луки (и соответственно толкований Феофилакта Болгарского на него вместо толкований Иоанна Златоуста на Мф. в качестве уставных чтений утрени) после Воздвижения увеличивается количество кафизм Псалтыри на утрене (по Студийскому уставу вместо одной начинают читать две кафизмы; по Иерусалимскому уставу вместо двух-трёх). Кроме того, по Иерусалимскому уставу на воскресной утрене к непорочным (17-й кафизме) прибавляется полиелей (в русских изданиях Типикона, начиная с 1682 г. указано, что непорочны заменяются на полиелей). По Студийско-Алексиевскому уставу воскресные утрени после Воздвижения получают иное, но, по сути, аналогичное изменение – стихи степенных антифонов начинают повторяться по шесть раз, и к ним припеваются строки степенных псалмов (в отличие от летнего периода года, когда стихи поются дважды и без псалмических строк). Изменения в числе кафизм на утрене связаны с началом зимней половины года, когда ночи длиннее, и поэтому утреня, которая должна совершаться ночью, тоже становится продолжительнее. В ряде памятников студийской эпохи зафиксирован обычай Великой церкви совершать поклонение кресту в течение четырёх дней, предшествующих празднику Воздвижения. В служебных Апостолах и Евангелиях для этих четырёх дней часто назначаются чтения, в целом совпадающие с указанными в Типиконе Великой церкви (только 12 сентября обычно читается Ин. 11:47–57 или Ин. 12:19–36a, т.е. чтения 12 и 13 сентября не повторяют друг друга). В славянских Апостолах и Евангелиях эти чтения встречаются вплоть до XV–XVI вв.; в греческих печатных изданиях Апостола и Евангелия они приводятся и в настоящее время. В некоторых памятниках отмечена традиция вечером под Воздвижение вместо вечерни обычного монастырского типа петь вечерню по уставу кафедрального песненного последования, включающую антифоны из Пс. 85 и 140 с припевами (и, возможно, стихирами), а также три антифона из Пс. 114–116. В некоторых из этих памятников на Воздвижение приведён также особый чин «в Трулльской палате», совершающийся сразу после песненной вечерни Воздвижения и включающий антифоны из стихов Пс. 104 и 110 и аккламации в честь архиерея и императора. В древнерусcких рукописях Студийского устава также встречается традиция совершать накануне Воздвижения вечерню по чину Великой церкви. Вслед за Типиконом Великой церкви во многих рукописях и изданиях Иерусалимского устава в неделю после Воздвижения отмечается память Симеона, сродника Господня. Вместо недели после Воздвижения эта память могла совершаться и в один из ближайших к Воздвижению дней (13, 18, 21 сентября). Обычно его последование сводится к прокимену и аллилуарию на литургии, но некоторые памятники предписывают петь более полно последование священномученика. Например, Чиновник московского Успенского собора 1630 гг. указывает службу с полиелеем «для ради прокимна» (в более поздней рукописи Чиновника того же собора предписано петь его последование на повечерии). В правленом русском Типиконе 1682 г. прокимен священномученика на литургии недели после Воздвижения заменён на прокимен праздника, но из-за недосмотра указание о прокимне Симеона сохранилось в Марковой главе о попразднестве Воздвижения в неделю, где этот прокимен назван «прокимном недели по Воздвижении».

 



 
PR-CY.ru