ВОЕННЫЕ КУЛЬТЫ - Страница 2

В восточнославянской среде развитые военные культы были укоренены в княжеско-дружинной среде. Дохристианским славянским военным культам было свойственно почитание булав, топоров, стрел. Боевые топоры и стрелы были предметом религиозного культа в качестве атрибутов бога-воителя Перуна, покровителя княжеской дружины. Некоторые славянские боги-воители (например, Перун, Свентовит) имели свои святилища, где отправлялись специальные обряды в их честь. В качестве магической защиты дружинники широко использовали обереги (наузы, как их называли в Древней Руси). Одним из наиболее распространённых видов воинского оберега были змеевики – металлические амулеты с изображением (часто змеи, дракона) и надписями. Фольклорные тексты сохранили многочисленные воинские заговоры. Существенной частью славянских военных культов была поэзия дружинных певцов, восхвалявших в песнях-«славах» богов-покровителей, деяния древних героев, победы князя и дружины. Ярким памятником военных культов является «Слово о полку Игореве», запечатлевшее характерную фигуру дружинного певца, «вещего Баяна». Одним из крупнейших в истории военных культов был культ Митры в Римской империи, которого (как дарителя воинского могущества) почитали римские императоры с I по IV вв. н.э., включая Юлиана Отступника (361–363 гг.). Митре поклонялись многонациональные римские легионы от Ирана до Британии – солдаты видели в боге-воине Митре своего покровителя. Христианство и ислам, позднее мировые религии, также включали в свой состав элементы военных культов. Религиозная жизнь католического средневекового рыцарства была насыщена их верованиями и символами. Особой экзальтации религиозная практика рыцарства достигла в эпоху Крестовых походов, само участие в которых рассматривалось как соучастие в грандиозном военно-религиозном ритуале – освобождении Гроба Господня. В древнерусской православной княжеско-дружинной среде, в которой христианство синкретически соединялось с исконно славянскими верованиями, военные культы также стали заметным явлением. В этой среде Бог-Сын был почитаем, прежде всего, в образе Христа-воителя, покровителя православного воинства. Этот образ грозного Божества фигурировал на русских иконографических изображениях «Спаса Нерукотворного», которые запечатлевались на боевых стягах русских дружин. Постепенно в православии сложилась своеобразная область вероучения и служения, направленная на обеспечение религиозных сторон военной деятельности: почитание особого круга святых (например, Александра Невского, Дмитрия Донского, Георгия Победоносца, Андрея Первозванного), вера в охранительную силу культовых предметов (икон, креста и др.), обрядов или молитв. Это – область православных военных культов. В поздних формах военных культов магический элемент может не иметь большого значения. В некоторых современных исламских течениях военные культы приняли ярко выраженный характер (например, в форме почитания погибших «воинов ислама»). В среде сторонников таких течений джихад понимается и практикуется только как война с «неверными». В таком смысле джихад становится военным культом, утрачивая иные свои стороны. Некоторые аспекты военных культов в ходе общественно-исторического развития утрачивали своё религиозное содержание и переходили на положение светских ритуалов. Источник: Энциклопедия религий. М., 2008.



 
PR-CY.ru