ВОЕННОЕ ДУХОВЕНСТВО

ВОЕННОЕ ДУХОВЕНСТВО – социальная, особым образом организованная корпорация профессиональных служителей культа, уполномоченная государством совершать в вооружённых силах от имени своих конфессий богослужебную и внебогослужебную деятельность для удовлетворения религиозных потребностей военнослужащих и обеспечения необходимого уровня морально-психологического состояния личного состава. В целях осуществления религиозного и духовно-нравственного воспитания, идеологической обработки личного состава, морально-психологического обеспечения боевой готовности и выполнением войсками боевых задач институт военного духовенства (в западной традиции – институт военных капелланов), как правило, состоит в штате органов военного управления в виде военно-религиозных служб. Капелланы проводят богослужения, ежедневные молитвы, совершают таинства и обряды, проповедуют вероучение, осуществляют духовно-нравственное и патриотическое воспитание, проводят пастырские беседы на религиозные темы и по текущим событиям («час капеллана»), оказывают помощь в подборе и изучении религиозной литературы, ведут борьбу с алкоголизмом и наркоманией, участвуют в проведении военных праздников и торжеств, в организации досуга и работе, с семьями военнослужащих. Они помогают военнослужащим избежать стресса и выйти из депрессии, ведут работу по предотвращению самоубийств. В боевой обстановке военное духовенство осуществляет моральную и духовную поддержку воюющих, раненых, умирающих и военнопленных, оказывает содействие медикам в первой медицинской помощи пострадавшим и их эвакуации, проводят богослужения во время погребений. В соответствии с Женевской конвенцией об обращении с военнопленными военное духовенство сохраняет свой статус даже в случае захвата противником и позволяет продолжать свою деятельность среди пленных. История военного духовенства и создания военно-религиозных служб уходит корнями в историю отношений религии и вооружённых сил. Отдельные упоминания о священнослужителях в армии встречаются в христианских источниках средневековой Европы. В целом зарождение и становление института военного духовенства приходится на период XVII–XIX вв. Например, в США институт военного духовенства существует с 1775 г., когда на Втором континентальном конгрессе США, провозгласившем создание армии, было разрешено использовать в ней капелланов. К этому времени в вооружённой милиции генерала Джорджа Вашингтона (1732–1799 гг.) уже проходили службу 15 капелланов. История военного духовенства в России в своём развитии прошла несколько этапов и завершилась после Октябрьской революции и Гражданской войны. Традиция участия священнослужителей в военных походах сложилась на Руси вскоре после утверждения христианства, хотя институт военного духовенства сформировался лишь в XVIII в. В допетровской Руси духовные лица временно (на время военных и морских походов, боевых действий) прикомандировывались к полкам для исполнения религиозных треб. Первый документ, в котором упоминается военный священник в русской армии, – устав «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей» 1647 г., в одной из глав которого определяется жалованье воинским чинам и полковому священнику. Одним из ранних документов, свидетельствующих о пребывании священников на военном флоте, является письмо адмирала Корнелия Ивановича Крюйса (1655–1727 гг.) 1704 г., содержащее «Роспись офицерам, матросам... и других чинов людям, которым следует быть для совершенного вооружения семи галер, ста бригантинов» (по «Росписи», на семь галер требовалось семь священников, на 100 бригантин – три священника). Становление института военного духовенства связано с реформами Петра I Алексеевича (1689–1725 гг.). Его формирование проходило одновременно со строительством регулярной армии и флота. Уже в 1710 г. в «Артикулах военных Российскому флоту», действовавших вплоть до принятия Морского устава в 1720 г., излагались правила совершения утром и вечером молитв и чтения «Слова Божьего». В «Уставе воинском», утверждённом 30 марта 1716 г., в главе «О священнослужителях» определено правовое положение священников в армии, их обязанности и основные формы деятельности. «Устав» учредил должность полевого обер-священника (она вводилась в военное время в числе чинов генерального штаба при фельдмаршале или генерале, командующем армией). Полевой обер-священник управлял всеми полковыми священниками, передавал приказы командующего относительно времени богослужения и благодарственных молебнов, разрешал конфликтные ситуации между военными священнослужителями, наказывал провинившихся. В апреле 1717 г. царским указом было установлено «в российском флоте содержать на кораблях и других военных судах 39 священников» (первоначально это было белое духовенство). С 1719 г. утвердилась практика назначения на флот монашествующих (хотя иногда допускались и священнослужители из белого духовенства).

 



 
PR-CY.ru