ВЛАХЕРНЫ - Страница 5

В 468–469 гг. в апсидном полукружии была выполнена мозаика с изображением восседающей на троне Богородицы и императорской фамилии в составе Льва I, его жены Верины и дочери Ариадны, держащей на руках малолетнего будущего императора Льва II (474 г.). В средневизантийский период на этом месте в конхе апсиды, как полагают исследователи, находился другой образ – Богоматерь «Оранта». Об этом им позволяет судить Житие Андрея Юродивого (X в.), где описано чудесное явление в храме Богородицы. Святой видел, как, встав у алтаря, Она сняла с Себя мафорий и распростёрла его над стоящими людьми. В честь этого чуда в XII в. на Руси был установлен праздник Покрова Богородицы, и была создана соответствующая иконография, по-видимому, принятая и в Константинополе: около 1392 г. русскому паломнику дьяку Александру показывали во Влахернах икону Богоматери, которую «видел святой Андрей на воздусе за мир молящуся». Справа от алтаря, на южной стене Агия-Сорос, находился так называемый епискепсис, под которым понимают либо реликварий с мафорием, либо образ Божьей Матери. Перед ним император в дни посещения Влахерн возжигал свечи и преклонял колени. Согласно трактату «О церемониях византийского двора» (X в.), множество икон украшало священную купальню церкви Богородицы. Над фиалом, в конхе восточной стены, располагался серебряный образ Богоматери на троне с Младенцем перед чревом. Исследователи полагают, что Её облик сохранился в иконографии Богородицы «Печерская» («Свенская», 1288 г.), отдалённом списке со влахернской иконы. Рядом находилась мраморная икона Божьей Матери, причём из рук Богородицы струями изливалась вода. Исследователи полагают, что это был образ «Оранта», подобный тому, что находится в настоящее время в Археологическом музее Стамбула. Известен ряд византийских монет XI в. с изображением Богоматери «Оранта» и эпитетом «Влахернитисса». Влахернская церковь Богородицы в богослужении Константинополя была одним из главных пунктов константинопольской системы стационального богослужения. Помимо повседневных служб храм был местом совершения Божественной литургии патриархом и его клиром во время Богородичных праздников. Согласно Типикону Великой церкви IX–X вв., служба во Влахернах назначалась на 26 октября (память землетрясения 740 г.), на 26 декабря (Собор Пресвятой Богородицы), на 2 февраля (Сретение Господне), на 25 июня (память победы над сарацинами в 677 г.), на 2 июля (Положение ризы Пресвятой Богородицы), на 31 июля (день освящения храма во Влахернах), на 7 августа (память победы над аварами и персами в 626 г.), на 15 августа (Успение Пресвятой Богородицы), на субботу пятой седмицы Великого поста (суббота Акафиста), на вторник Светлой седмицы и понедельник первой седмицы по Пятидесятнице. С праздничной службой были нередко связаны и торжественные процессии, в том числе с участием императора. При священной купальне существовало братство, члены которого помогали больным погружаться в купель. В рукописях Константинопольского Евхология встречаются специальные молитвы, которыми сопровождалось омовение в целебной воде. Так, в Виссариона Евлогии приводятся две молитвы для тех, кто приходил на исцеление в купальню во Влахерны, а в Стратигия Евлогии сохранилось и продолжительное последование, совершавшееся по четвергам после вечерни и состоявшее из вводного чина и двух омовений, а также молитва для принятия в члены братства. Подробности чина омовения во Влахернах с участием императора и высших сановников, совершавшегося при желании императора утром по пятницам, описаны императором Константином Багрянородным. С чином омовения, вероятно, связана процессия в честь Пресвятой Богородицы, совершавшаяся по пятницам. Георгий Кедрин (XII в.) сообщает о литии (предстательство), начинавшейся во Влахернах и заканчивавшейся в Халкопратии. Процессию, по преданию, учредил император Маврикий (582–602 гг.); впрочем, как полагает Р. Жанен, она существовала уже при патриархе Тимофее I (511–518 гг.). В начале процессии происходило «обычное чудо». Согласно гипотезе М. ван Эсбрука, процессия из Влахерн в Халкопратию совершалась в подражание пятничным шествиям в Иерусалиме из Св. Сиона в Гефсиманию. Как полагают исследователи, впоследствии к ней было добавлено пение Акафиста Пресвятой Богородице. Особенности богослужения во Влахернах отражены в агиографических памятниках. Так, «пятничная» процессия упоминается в Житии св. Фомаиды Лесбосской, а в Житии св. Стефана Младшего говорится о всенощном бдении во Влахернах.



 
PR-CY.ru