ВИССАРИОН НИКЕЙСКИЙ

ВИССАРИОН НИКЕЙСКИЙ (1403–1472 гг.) – католический кардинал, в крещении Василий (или Иоанн?), латинский патриарх Константинополя, теолог, энциклопедист, гуманист и библиофил, основатель библиотеки св. Марка в Венеции, активный сторонник унии. Родился в многодетной семье среднего достатка, в Трапезунде обучался под руководством митрополита Досифея, который при отъезде в Константинополь (в 1416 г.) взял его с собой, определив в обучение к известному византийскому интеллектуалу Иоанну Хортазмену. Был пострижен в монахи 30 января 1423 г., приняв имя в честь мученика Виссариона Египетского. Через два года его имя встречается среди учеников ритора и грамматика Мануила Хризококка, где вместе с ним обучались итальянский гуманист Франческо Филельфо (1398–1481 гг.), убеждённый латинофил Константин Ласкарис (1434–1501 гг.) и Иоанн Аргиропул (1415–1487 гг.). Здесь он познакомился и с Георгием Схоларием (1405–1472 гг.), будущим Константинопольским патриархом Геннадием II (1454–1456, 1463, 1464–1465 гг.). Здесь же у Виссариона пробудился интерес к итальянской культуре и западному гуманизму (к этому времени относится и начало его литературного творчества). В Константинополе Виссарион был рукоположен во диакона (конец 1425 г.) и иерея (1430/1431 г.), в 1436 г. стал игуменом столичного монастыря св. Василия. Будучи близок к придворным кругам, он активно участвовал в политической жизни империи. В 1426–1427 гг. был направлен с дипломатическими поручениями на родину в Трапезунд. Его участие в переговорах между императором Иоанном VIII Палеологом (1425–1448 гг.) и Алексеем IV Василием Великим Комнином (1382–1429 гг.), трапезундским императором с 1412 г., о союзе против турок свидетельствует о возросшем влиянии Виссариона при дворе. С 1431 г. он несколько лет жил в Мистре, изучая философию Платона и другие науки под руководством Георгия Гемиста Плифона (1360–1452 гг.). Здесь Виссарион глубже познакомился с латинской культурой, проникся атмосферой западных влияний и религиозной терпимости к латинянам. В 1434–1435 гг. принял активное участие в подготовке Собора по объединению церквей. За большие заслуги в этом деле по настоянию императора Иоанна VIII Виссарион получил сан митрополита Никеи (ноябрь 1437 г.); в следующем году он был назначен также проэдром (управляющим епископом) Сардской кафедры. Эти назначения были призваны повысить авторитет одного из главных сторонников унии. На Ферраро-Флорентийском соборе (1438–1439 гг.) Виссарион, возглавлявший латинофильское крыло византийской делегации, играл одну из ключевых ролей и вёл ожесточённую полемику с митрополитом Эфесским Марком Евгеником (1392–1444 гг.) и другими противниками унии. Большое значение в ходе догматико-полемической борьбы на Соборе имели его речи на открытии Собора в Ферраре (8 октября 1438 г.) и догматическая речь к Флорентийскому Собору (13 апреля 1439 г.). Однако Флорентийская уния, подписанная греческой стороной благодаря усилиям Виссариона, не была принята подавляющим большинством духовенства и народа Византии. После возвращения на родину Виссарион был обвинён в измене православию и в мае 1440 г. навсегда покинул Византию, переселившись в Италию. Зато его пролатинская позиция на Соборе получила высокую оценку в Риме. Уже 18 декабря 1439 г. папа Евгений IV (1431–1447 гг.) возвёл Виссариона в достоинство кардинала-пресвитера и определил ему денежное содержание, а 8 января 1440 г. папа пожаловал ему титул кардинала-пресвитера церкви Двенадцати апостолов (XII Apostolorum), который был сохранён за ним и позднее, после его возведения в достоинство кардинала-епископа. В том же 1440 г. Виссарион получил архиепископскую кафедру Фив «in partibus infidelium» («на землях неверных»). Он исполнял дипломатические поручения Римских пап в качестве легата и принимал участие во всех состоявшихся при его жизни конклавах.

 



 
PR-CY.ru