ВИТ Стош

ВИТ Стош (около 1455 – 1533 гг.) – польская транскрипция имени немецкого скульптора, живописца и гравёра Фейта Штоса, ознаменовавшего своим творчеством переход от Средневековья к Возрождению в немецком и польском искусстве. О начальном этапе его деятельности исследователям известно мало. В 1475–1477 гг. Стош приехал из Нюрнберга в польскую столицу Краков – в ту пору богатый торговый город с широко развитой экономической и культурной жизнью. В 1477 г. он получил заказ на исполнение деревянного алтаря для костёла Девы Марии в Кракове (1477–1489 гг.). Алтарь представляет собой большое трёхстворчатое готическое сооружение (высота 13 м, ширина 11 м), посвящённое изображениям из жизни Христа и Марии. В центральной части (где отдельные фигуры значительно превышают двухметровую высоту) изображено Успение Богородицы. Умирающая Мария помещена в окружении двенадцати апостолов. На боковых створках даны разнообразные композиции на евангельские темы, в большинстве случаев трактованные как сцены современной художнику жизни. Алтарь сочетает почти круглую деревянную раскрашенную скульптуру (в центральной части) с высоким и низким рельефом (на створках) и живописью (в пейзажных фонах). Всё здесь, начиная от центрального изображения апостолов с Марией, композицией на темы евангельских повествований и до второстепенных деталей – небольших фигурок, вмонтированных в растительный мотив, украшающий пределлу или арку центральной стены, потрясает исследователей гениальной наблюдательностью их автора, мощной, глубоко правдивой характеристикой отдельных персонажей. Среди них можно встретить представителей самых различных социальных категорий той поры. Горожане и крестьяне, плебеи и светские дамы, люди духовного звания, воины и шуты, народ и патриции предстают перед зрителем в богатой и разнообразной галерее типов. Жестковатая, иногда слишком дробная, мелочная натуралистическая трактовка отдельных деталей (особенно в фигурах центральной композиции) – черта, унаследованная Стошем от старого средневекового искусства, сочетается у мастера с широким умением обобщить и типизировать, давать предельно реалистическую трактовку образа. Это особенно наглядно выступает в небольших фигурках, украшающих пределлу, а также в драматических сценах страстей или более поэтичных и лирических – из жизни Марии. Богатство и яркость персонажей, их глубокая человечность, правдивость деталей (интерьеров, утвари, костюмов, рассказывающих о жизни и быте того времени) делают алтарь Вита Стоша одним из высших достижений мирового искусства периода кризиса Средневековья и рождения новой гуманистической культуры. В Польше он прожил до 1496 г. Здесь им был создан ряд скульптурных надгробий, продолжавших тип польских гробниц, но отличающихся от прежних замечательной жизненностью и яркостью психологических характеристик. Таковы надгробия короля Казимира Ягеллончика в Вавельском соборе в Кракове (1492 г.), Петра из Бнина во Вроцлавском соборе (1493 г.), архиепископа Збигнева Олесницкого в кафедральном соборе в Гнезно (1496 г.), надгробная плита гуманисту Филиппу Каллимаху в Краковском костёле доминиканцев и др. Поздние произведения Стоша, созданные в Германии, где его называли Фейтом Штоссом, исследователи характеризуют как менее яркие, лишённые прежней жизненной непосредственности.

 
PR-CY.ru