ВЯЧЕСЛАВ, Вацлав

ВЯЧЕСЛАВ, Вацлав (около 902–929, или 935 гг.) – святой, чешский князь; память 4 марта, 28 сентября. Сын князя Вратислава и Драгомиры, он был воспитан бабкой, св. княгиней Людмилой в духе благочестия и любви к славянскому обряду, отцом же – в латинской церкви. Получил прекрасное образование от пресвитера Павла, ученика святителя Мефодия. Вячеслав владел славянским, латинским и греческим языками и был всесторонне образован. Его отец погиб в 920 г. в бою с уграми (венграми), и 18-летний Вячеслав вступил на княжеский престол. До 924–925 гг. он был под опёкой матери, которая убила его бабку Людмилу, боровшуюся с аскетически-религиозными наклонностями сына, наконец, изгнанной им. Как самостоятельный правитель Вячеслав проводил религиозно-аскетические идеалы эпохи как в личной жизни (собирал вокруг себя духовенство, мечтал о путешествии в Рим, о монашестве и т.п.), так и в государственной (отказался от пыток и смертной казни). Он много потрудился для укрепления христианства в Чехии, перенёс мощи мученика Вита в столицу Чехии, Прагу, построил для них великолепный храм во имя св. Вита. Недовольство части народа (особенно знати) образом жизни князя, его политикой, особенно внешней (он признал себя вассалом немецкого короля Генриха I Птицелова Саксонского; 919–936 гг.), облегчило его брату, удельному князю Болеславу I, государственный переворот. В г. Старом Болеславе 28 сентября 935 г. на празднике Вячеслав был убит своим родным братом и его слугами у дверей храма; жестокая расправа была учинена и над его сторонниками в Праге (судьба сына Вячеслава, Збраслава, исследователям неизвестна). Под давлением народа, почитавшего Вячеслава как мученица, братоубийца перенёс его мощи в Прагу, похоронил их в церкви св. Вита (перенесение мощей св. Вячеслава празднуется 4 марта). Страстотерпец Вячеслав вместе с княгиней Людмилой почитаются покровителями Чехии. Тотчас после смерти Вячеслава в Чехии появляется его почитание как первого чешского мученика-святого, уже в первую четверть XI в. проникший и в Киевскую Русь (жития Бориса и Глеба, богослужебный канон св. Вячеславу и т.п.). Появляются и его жития: 1) латинские: «Crescente fide», Гумпольда, Лаврентия – все конца X в., и 2) церковно-славянские: одно оригинальное, первой половины X в., другое, найденное профессором Н. Никольским и изданное Обществом любителей древней письменности, – позднейшее, переработка Гумпольда, но с интересными добавлениями (оба – в русских рукописях, но с чехизмами). Возникает гимн «Svaty Vaclave, vévodo ceské zeme»; в гуситскую эпоху укореняется возникшее ещё в XIII в. представление (исследователи считают его неверным) о Вячеславе как национальном герое-борце против немцев. В пражском кафедральном соборе св. Вита есть часовня с предметами культа св. Вячеслава.

 
PR-CY.ru