ВИКЕНТИЙ ЛЕРИНСКИЙ

ВИКЕНТИЙ ЛЕРИНСКИЙ (Vincentius Lirinensis; конец IV в. – около 450 г.) – христианский святой (канонизирован Римско-католической церковью), память 24 мая, латинский богослов и священник. Родом из Галлии, служил в армии солдатом, затем удалился на о-в Лерин (современный о-в Сент-Онора в архипелаге Лерен), где был рукоположен во пресвитера. Жил при монастыре, где написал свои сочинения. Известен трактатами-наставлениями о различении истинного и ложного церковного Предания. Согласно исследователям, вместе с Сальвианом Марсельским (около 400 – после 470 гг.) Викентий Леринский был учителем сына епископа Евхерия Лионского (ум. около 450 г.), которые отмечает его незаурядные знания и красноречие. Богослов Геннадий Марсельский (вторая половина V в.) отзывается о нём как о человеке, хорошо знавшем Священное Писание и церковные догматы. Из сочинений Викентия Леринского он упоминает только «Рассуждение» (disputatio), направленное против еретиков. Это – известный исследователям трактат «Commonitorium» («Памятные записки»), написанный Викентием Леринским в 434 г. под псевдонимом Перегрин. Трактат посвящён вопросу о критериях истинности церковного учения и его отличия от еретических учений. Согласно исследователям, изначально он состоял из двух книг, но большая часть второй книги была украдена у него, и о ней известно только из упоминания самого Викентия Леринского в дошедшей до нас единственной книге, а также из сообщения Геннадия Марсельского. Основная тема трактата развивается в главах 1–11 и 17–28; главы 12–16 представляют собой отступление, в котором Викентий Леринский сначала кратко перечисляет известные ему тринитарные и христологические ереси, а затем излагает истинное церковное учение. Главы 29–33 представляют собой краткое резюме обеих книг трактата. Здесь повторяются те же мысли, что и в предыдущих главах, а также для подтверждения точки зрения автора приводится определение Третьего (Эфесского) Вселенского собора 431 г., запретившего изменять Никео-Константинопольский Символ веры. Трактат оказал значительное влияние на западное учение о церковном Предании и отличии истинной веры от еретических учений. Признаётся, что Викентию Леринскому принадлежат также «Excerpta e sancto Augustino» («Извлечения из святого Августина»), касающиеся вопросов триадологии и христологии. Возможно, это именно то сочинение, которое он упоминает в главе 16 «Commonitorium» (собственно Викентию Леринскому здесь принадлежит только вступление и заключение). Трактат состоит из двух частей: первая направлена против ересей Ария (ум. в 336 г.) и епископа Лаодикии Сирийской Аполлинария (Младшего; около 330 – около 390 гг.), вторая – против ереси Константинопольского архиепископа Нестория (после 381 – около 451 гг.). Хотя автор очень высоко ценил виднейшего представителя западной патристики Августина Блаженного (354–430 гг.) как догматиста и называл его «святой памяти епископом Августином», однако расходился с ним в учении о благодати и свободе и придерживался взглядов видного теоретика монашеской жизни Иоанна Кассиана Римлянина (около 360 – 435 гг.) и настоятеля Леринского монастыря Фавста Регийского (ум. в 490 г.). Исследователи полагают, что именно против Викентия Леринского был направлен трактат богослова Проспера Аквитанского (около 390 – 460 гг.) «Responsiones pro Augustino ad capitula objectionum Vincentianarum» («Ответы в защиту Августина на Главы возражений Викентия»), где он защищал учение Аврелия Августина о благодати и предопределении (однако сами «Возражения» сохранились только в качестве цитат в сочинении Проспера). Исследователи также полагают, что Викентий Леринский участвовал в составлении «Objectiones Gallorum» («Возражения галлов») – трактата на ту же тему, против которого Проспер Аквитанский написал трактат «Responsiones pro Augustino ad capitula Gallorum» («Ответы в защиту Августина на Главы галлов»).

 



 
PR-CY.ru