ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО - Страница 9

К концу периода правления Македонской династии церковь была окончательно подчинена императору, и это отразилось в новом «спиритуалистическом стиле» изобразительного искусства: золотой фон, бесплотные фигуры и аскетичные суровые лики, абстрактные схемы композиции. Мозаики X–XI вв. будто скованы холодом. Фигура Христа изображается не идущей по зелёному лугу и даже не восседающей на престоле, а повисающей в некоем условном пространстве. Суровый и жёсткий образ Христа Пантократора в куполе храма Дафни близ Афин относится к этому периоду. Новый стиль представлен в памятниках монастырей Хосиас Лукас и Неа Мони; фрески Салоник XI–XII вв. отражают особенности «сербо-македонского маньеризма». В XI–XII вв. в интерьере византийского храма формируется новый тип алтарной преграды – темплон, украшаемый рельефными изображениями, а затем – рядом икон – эпистилиев. Эта композиция стала прообразом древнерусского иконостаса. К работе мастеров константинопольской школы XI – начала XII вв. относят святыню Древней Руси – икону Богоматери Владимирской. Кроме икон, предназначенных для темплона и настенных изображений, в Византии с VI в. и особенно после Седьмого Вселенского собора входили в обиход так называемые поклонные иконы. Другой тип составляли сигнон – «выносные иконы», обычно двусторонние. Процесс канонизации, стремительно развивавшийся в XI–XII вв., создал эстетику, которая больше всего ассоциируется с византийским искусством. Эта тенденция довольно жёстко сформулирована русским византинистом Никодимом Павловичем Кондаковым (1844–1925 гг.): «Византийское искусство пришло, прежде всего, к канонизации усвоенного от древности художественного содержания. Общее стремление искусства к иератическому канону быстро создало характерный стиль, который, отвечая требованиям народа, государства и самой греческой церкви в их борьбе с окружающим миром, стал греческим и придал яркую национальную окраску всему художественному наследию, полученному от азиатского Востока и римского Запада... Но под руками присяжных иконописцев и царских мастерских искусство, утратив свободную творческую силу, ограничилось эклектизмом и внешним подражанием античному образу... и, в конце концов, получилась не живая и деятельная художественная среда, но отвлечённая декоративная схема, псевдоклассический шаблон, который легко усваивался и перерабатывался другими странами и народами и оказался бесплоден для будущего в руках именно греческой национальности... Даже богословские темы у византийских художников страдают скудостью изобретения и мертвенным однообразием. Олицетворения, аллегорические образы повторяются на все лады, но лишены всякого поэтического замысла. Искусство входит здесь в сферу пустой и бессодержательной риторики, плодимой псевдоклассическим направлением...» В такой канонизированной, схоластической форме искусство константинопольской школы оказалось «удобно экспортируемым» и успешно развивалось на этнических почвах других стран – на Балканах, в Закавказье, в Древней Руси. Характерно, что в это же время в Константинополе изделия, предназначавшиеся для дипломатических даров, изготавливались столичными мастерами в специальном «варварском вкусе». В противовес церковному, в светском искусстве преобладала эпистолография (от греч. «epystolon» – «послание», «письмо») – внимание к бытовым мелочам обыденной жизни – то, что позднее стали называть бытовым жанром, а в литературе – эпистолярным. В 1204 г. Константинополь пал под ударами крестоносцев – собратьев по христианской вере. Спровоцированные венецианцами, рыцари Четвёртого Крестового похода сожгли и разграбили город. Погибли ценнейшие произведения искусства. Императорский двор укрылся в Никее. После разгрома Константинополя образовалась восточная Латинская империя, а также Никейское и Эпирское царства, Македония с центром в Салониках, Морея в Пелопоннесе – смешение языков, нравов и традиционных укладов жизни греков, латинян, киприотов, венецианцев. В 1261 г. новый византийский император Михаил VIII Палеолог (1261–1282 гг.) освободил Константинополь. Последующий период до окончательного падения Византии в 1453 г. под натиском турок, связанный с правлением династии Палеологов, называется Византийским Возрождением (или Палеологовским Ренессансом).

 



 
PR-CY.ru