ВИКАРИЙ - Страница 5

При успехе миссии в какой-либо местности миссионерство организовывалось в апостолический викариат, глава которого, назначаемый и смещаемый Римской курией, управлял им от имени папы («Апостолический викариат или апостолическая префектура есть определённая часть народа Божия, которая ввиду особых обстоятельств ещё не образует диоцез и которая вверяется пастырскому попечению апостолического викария или апостолического префекта, чтобы они управляли ею от имени Верховного Первосвященника»). В рамках таких викариатов в течение долгого времени была организована католическая миссия на территории Англии, Голландии, Скандинавских стран и в протестантских областях Германии. Епископское устройство возникло там в конце XVIII–XIX в., а в Скандинавии – только в 1950 гг. Апостолические викариаты образовывались начиная с конца XVI в. в странах Азии и Африки. В настоящее время они действуют в Йемене, Камбодже, Кувейте, Лаосе, Ливии, Эфиопии и ряде других государств. В XIX в. «военным викарием» («vicarius castrensis») именовался глава военного духовенства в Австро-Венгрии; кроме того, аналогичный титул имели некоторые католические епископы в миссионерских странах: в Китае, на о-вах Тихого океана. Должность «викарий» существует в католической церкви и на уровне диоцезального (или епископского) управления. Причём носителем такой должности может быть как епископ, так и пресвитер. Викарные епископы в католической церкви в этом значении термина напоминают викариев в Русской православной церкви. Викарные епископы называются также титулярными (episcopi titulares), т.к., имея титул, они не обладают соответствующей ему юрисдикцией. Иначе говоря, кафедра, наименование которой они носят в своём титуле, в действительности не существует, как не существует и соответствующих им епископств, а сами эти епископы являются только помощниками или заместителями правящих епископов. Наименование титулярных епископов – «episcopi in partibus infidelium» («епископы в странах неверных») – сохранялось до конца XIX в. Происхождение титулярного епископата связано с нормой 8-го правила Первого Вселенского собора, которое не допускает существования двух епископов в одном городе. В связи с этим, когда в управлении обширными епархиями возникла необходимость в помощи правящему архиерею со стороны другого епископа (в особенности в совершении рукоположений), то этим епископам-помощникам стали давать фиктивные титулы (или по исчезнувшим городам). В отличие от католической церкви в православной церкви (в частности, Русской) они, как правило, носят титулы меньших городов тех же самых епархий, где они осуществляют своё служение. В католической церкви появление титулярных епископов исторически оказалось связано с изгнанием в XIII в. язычниками пруссами и ливами епископов из прибалтийских епископств и одновременным удалением католических епископов с Балкан и из Леванта после падения Латинской империи и неудач крестоносцев на Ближнем Востоке. Утратившие свои кафедры епископы, сохраняя прежние титулы, становились помощниками правящих епископов Западной Европы с её относительно обширными епископствами (диоцезами). Впоследствии эта практика была институализирована и получила широкое распространение. В этом отношении аналогию с католическими епископами «in partibus infidelium» представляют такие кафедры Русской церкви, как Сурожская или Корсунская, хотя они являются не викарными, но епархиальными. Титулярные епископы в католической церкви в настоящее время особенно часто носят в титуле наименования городов Карфагенской (Африканской) церкви, где до завоевания Африки арабами было особенно много епископских кафедр. Викарные епископы в католической церкви назначаются папой либо по его собственному усмотрению, когда в этом возникает необходимость, либо по просьбе диоцезального епископа. Чаще всего викарные епископы назначаются в обширные епископства, в отдельных случаях также ввиду преклонных лет или болезни правящего епископа. В позднее Средневековье и в Новое время, когда ряд епископов (особенно в Германии) обладали государственным суверенитетом (причём на территориях, необязательно совпадающих с областью их церковной юрисдикции). Таковыми епископами обыкновенно поставлялись выходцы из феодальной аристократии, и, как правило, они не получали епископской хиротонии. Иными словами, обладая церковно-правительственной властью (potestas jurisdictionis) в своем епископстве, не обладали властью совершать священнодействия (jura ordinis).

 



 
PR-CY.ru