ВЕЧЕРЯ ТАЙНАЯ - Страница 3

Иное мнение относительно числа учеников на этой мозаике высказал Николай Васильевич Покровский (1848–1917 гг.) в книге «Живопись катакомб»: мастер мог не желать вводить в композицию Иуду-предателя. Однако это объяснение другие исследователи не могут признать полностью удовлетворитель¬ным, ссылаясь на то, что мозаист не снабдил апостолов какими-либо характерными особенностями, по которым мы могли бы идентифицировать хотя бы кого-то из них – все они «на одно лицо». Исследователи говорят, что даже Иоанн не изображается склонившим голову Христу на грудь, как это видно в подавляющем числе изображений Тайной Вечери, относящихся к ранним векам христианства, так что, строго говоря, у них нет полной уверенности, что изображён именно Иуда. Такая трактовка этого сюжета переводит вопрос численности учеников в данном случае в чисто арифметическую плоскость, и мозаист мог действительно не придавать ему значения. Как бы то ни было, полное спокойствие, которым проникнута вся композиция, выражение скромности и сосредоточенности апостолов, величаво-спокойная фигура Христа – очевидность того, что всё внимание сосредоточено не на физической пище, а на духовном акте трапезы. Поскольку изображения исторической тайной вечери с одиннадцатью учениками (т.е. без Иуды) встречаются в западном искусстве не раз, исследователи говорят, что требуется более тщательно рассмотреть вопрос, действительно ли присутствовал Иуда в момент установления евхаристии? Этот вопрос, естественно, возникает из сопоставления рассказов, с одной стороны, евангелистов-синоптиков, с другой, с рассказом Иоанна, который утверждает, что Иуда во время вечера ушёл. Если опираться на свидетельства синоптиков, то создаётся впечатление, что Иуда присутство¬вал на Вечери от начала до конца, следовательно, был при установлении таинства причастия и из рук Христа причастился Святых Таинств. Однако сопоставление всех четырёх Евангелий убеждает, что Иуда присутствовал при омове¬нии ног, что он удалился тотчас же после обличения его и обращения к нему Иисуса со словами: «Что делаешь, делай скорее» и что при прощаль¬ной беседе он не присутствовал. Аргументация Бориса Ильича Гладкова (род. в 1847 г.) в книге «Толкование Евангелия» достаточно проясняет этот вопрос: «Читая Евангелие Иоанна (13:1–30), приходишь к несомненному заключе¬нию, что обличение Иуды последовало вслед за наставлением о смирении, сказанным Иисусом по поводу произведённого Им омовения ног, так как это обличение находится в неразрывной связи с тем наставлением, служа как бы продолжением его. Следовательно, если установление таинства не могло после¬довать между омовением ног и обличением Иуды, то следует прийти к заключению, что оно последовало до омовения ног, или после ухода Иуды. Евангелист Иоанн говорит, что омовение совершено «во время вечери» и что для этого Иисус «встал с вечери» (13:2 и 4). Но что же происходило в самом начале, пока ещё Иисус не встал с вечери для омовения ног? Ответ на этот вопрос надо искать в Евангелии Луки; там сказано, что был между Апостолами «спор, кто из них должен считаться большим» (22:24). Спор этот не мог возникнуть по поводу занятия ими мест за столом, так как они не первый раз возлежали с Иисусом и, вероятно, занимали места по установившемуся между ними обычаю; не могли они спорить и о старшинстве в Царстве Мессии, так как такой спор уже был разрешён Иисусом. Скорее всего, спор этот возник по вопросу о том, кто из них должен, за отсутствием слуги, исполнить в этот вечер рабские обязанности, омыть запыленные ноги участников вечери; это доказы¬вается и дальнейшими словами Евангелиста Луки, удостоверяющего, что, обратившись к Апостолам по поводу этого спора, Иисус, между прочим, сказал: «Кто больше: возлежащий, или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий». Слова: «Я посреди вас, как служащий» – произнесены были, очевидно, после омовения Иисусом ног Апостолов, а само омовение произведено после спора Апостолов. Но по какой бы причине ни произошёл этот спор, во всяком случае, следует признать, что Апостолы заспорили в самом начале Вечери. Он не мог возникнуть после омовения ног, так как после показанного Иисусом примера смирения подобные споры не могли бы иметь места. Этот спор не мог возникнуть и после установления таинства Евхаристии, так как это таинство уравняло всех Апостолов. А если само начало вечери было занято спором Апостолов, за которым должно было последовать омовение ног; если непосредственно за омовением ног последовало наставление о смирении, а за этим наставлением – обличение предателя и уход его, то очевидно, что установление таинства не могло произойти в самом начале Вечери, до омовения ног. Следовательно, таинство установлено после ухода Иуды». Однако до сих пор вопрос, участвовал ли Иуда в евхаристии, не решён окончательно.

 



 
PR-CY.ru