ВЕЧЕРНЯ - Страница 6

В коптском обряде чин вечерня имеет тот же порядок, что и прочие службы суточного круга, восходящий к практике египетского монашества IV–V вв.: начальные молитвословия, 12 псалмов (Пс. 116–117 и 119–128), евангельское чтение, тропари, многократное «Господи, помилуй», Трисвятое, «Отче наш», молитва «разрешения» (отпуста), конечная молитва. Накануне праздников к вечерне прибавляется так называемая псалмодия, включающая начальные молитвословия, Пс. 116, хвалитные псалмы (Пс. 148–150) и гимны (по времени года, по дню, Божией Матери). После псалмодии совершается чин вечернего приношения кадила (при отсутствии псалмодии также может совершаться), имеющий следующий порядок: начальные молитвословия; молитвы, обращённые к Божией Матери и святым; молитва кадила; каждение и ходатайственные моления; Трисвятое и «Отче наш»; песнопения и Символ веры; каждение; благословение Крестом и свечами; ектения; молитва перед Евангелием, аллилуиарий и чтение Евангелия; каждение; молитва «разрешения»; поклонение Кресту и Евангелию; заключительное благословение. Исследователи полагают, что в отличие от собственно вечерни чин вечернего приношения кадила имеет не монашеское, а кафедральное происхождение. Обычно вечерня и «псалмодия» служатся с закрытой алтарной завесой, а вечернее каждение – с открытой. Вместе эти элементы образуют чин вечернего собрания; на практике, как правило, вечернее собрание бывает накануне тех дней, когда совершается Евхаристия. В эфиопском обряде праздничная вечерня имеет следующий порядок: начальные молитвы; троекратно повторяемое последование из прошения, псалма с припевами и гимна (псалмы: Пс. 23, 92, 140); благодарственная вечерняя молитва; чтение Апостола; библейская песнь вавилонских отроков; гимн; чтение Евангелия; несколько вечерних молитв; стихи Пс. 101 и 84 с припевами; обращённое ко Христу троекратное моление; молитва заключительного благословения; окончание (славословие, Символ веры, «Отче наш», молитва отпуста). Кроме праздников в современной практике Эфиопской церкви вечерня совершается ежедневно только Великим постом (по тому же чину, но вместо Пс. 23 и 92 – изменяемые по дню, вместо Пс. 140 звучит Пс. 50, песнь вавилонских отроков отменяется); однако в древности вечерня совершалась во весь год ежедневно. Исследователи сообщают, что среди эфиопских рукописей встречаются и Часословы, содержащие суточные службы совсем иного типа. Например, в одном из них вечерня близка к чину вечерни по палестинскому Часослову: вступительные молитвы; Пс. 116–128 (с пропуском Пс. 118); Евангелие; Пс. 129:7–8 и Пс. 116:1 с припевами; «Свете тихий»; «Сподоби, Господи»; Пс. 91:1 и Пс. 122:1 с припевами; тропари; «Ныне отпущаеши»; Пс. 140:1 с припевом; Трисвятое; заключение. Согласно исследователям, сведения о кафедральной системе служб суточного круга в Римской церкви в древности до нас почти не дошли. Одно из немногих – описание вечерни (vesperae) пасхальной седмицы в Ordo Romanus XII в. (возможно отражающем городскую практику концу VII в., как полагают, включавшей только три псалма: «На вечерне три псалма даже до субботы и при каждом псалме «Аллилуия»»). В другой из Ordines Romani отмечается, что после совершения клириками Рима вечерня в Латеранской базилике вечером в день Пасхи они возвращались в свои приходы, чтобы служить там вечерню с тремя псалмами ещё раз. Несмотря на существование кафедральной традиции, со времён Карла Великого (771–814 гг.) основным на Западе стал круг суточных служб монахов городских монастырей Рима и бенедиктинского монашества, который лёг в основу средневекового римского Бревиария. Определяющим в нём было непрерывное чтение Псалтири на протяжении седмицы. До 1970 гг. вечерня состояла из следующих текстов: начальных молитв; пять рядовых псалмов; краткого чтения (capitulum) с респонсорием; гимна; стиха «Dirigatur» (Пс. 140:2) или иного с респонсорием; песни Magnificat (песнь Богородицы «Величит душа Моя Господа», включённая в чин вечерни монахами-бенедиктинцами) с антифоном; коллекты (молитвы дня); заключительных молитвословий. В периоды постов перед молитвой дня добавлялся ряд ходатайственных прошений (preces feriales). Единственным элементом древнего кафедрального чина вечерни остался стих Пс. 140:2, ассоциировавшийся с каждением, позднее перенесённым на Magnificat. Исследователи отмечают, что отчасти о древней кафедральной традиции напоминали постовые preces feriales, в остальном же вечерня имела исключительно монашеский характер, и была заполнена непрерывной псалмодией (в понедельник на ней стихословились Пс. 109–113, во вторник –  Пс. 114–116 и 119–120, в среду – Пс. 121–125, в четверг – Пс. 131–132 и 134–136, в пятницу – Пс. 137–141, в субботу – Пс. 143–147).

 



 
PR-CY.ru