ВЕЧЕРНЯ - Страница 3

В конце вечерни прибавлялись Пс. 120 с гимнографическими припевами (аналог позднейших стихир на стиховне); ектения; песнь Симеона Богоприимца «Ныне отпущаеши»; Трисвятое и «Отче наш», между которыми читалась молитва, представлявшая собой раннюю форму позднейшей молитвы «Пресвятая Троице». Сразу после вечерни совершалась процессия, во время которой исполнялись соответствующие песнопения; процессия заканчивалась сугубой ектенией и несколькими молитвами. О вечерни в соборном богослужении латинского Запада IV–V вв. исследователям известно значительно меньше, но и здесь в её состав входил чин благословения вечернего света («lucernarium») и, как правило, Пс. 140. Совсем иной порядок вечерня имела в монашеских общинах в Египте, где она сводилась к чтению псалмов (12 или иного числа), перемежаемых молитвами, и на Западе, где вечерня включала в свой состав помимо небольшого числа изменяемых песнопений и фиксированных молитв ряд псалмов (их выбор определялся днём недели). В городских же монашеских общинах в Малой Азии, Сирии и Палестине за основу служб суточного круга была принята традиция соборного богослужения (хотя в упомянутом грузинском переводе иерусалимского Часослова и выписана наряду с соборной монашеская традиция непрерывной псалмодии). В частности, в Палестине это привело к формированию палестинского монашеского Часослова, сохранивший многие особенности кафедрального иерусалимского богослужения, который около IX в. получил большое распространение в православном мире, а с повсеместным переходом православной церкви в XII–XIV вв. на Иерусалимский устав сделался общепринятым (этот Часослов использовался и в более раннем Студийском уставе) и остаётся таковым вплоть до настоящего времени. Единственная широко известная богослужебная традиция в православной церкви, где палестинский Часослов был полностью принят позднее IX в., это кафедральное богослужение Константинополя IX–XII вв. Службы суточного круга в соборном богослужении Константинополя совершались по так называемому песенному последованию, главной книгой которого была константинопольская Псалтирь, разделённая на 76 антифонов (а не на 20 кафизм, как палестинская Псалтирь). Из них 68 антифонов были изменяемыми и не исполнялись ежедневно. Порядок служб суточного круга был достаточно единообразен и, в общем, сводился к пению антифонов Псалтири (с припевами), перемежавшихся диаконскими ектениями и священническими молитвами. Главные службы суточного круга (вечерня и утреня), в отличие от остальных, складывались из двух частей. Первая проходила в нартексе, вторая – в храме. Первая часть вечерни (после возгласа и ектении) представляла собой пение нескольких изменяемых антифонов из 68, предварявшихся и заключавшихся двумя неизменяемыми – из Пс. 85 в начале и из Пс. 140 в конце. Количество изменяемых антифонов на вечерне было различным. Типикон Великий сообщает о 16 антифонах под 31 июля, о 15 – под 14 августа, о 13 – под 14 сентября. Таким образом, число изменяемых антифонов на вечерни было больше в длинные летние вечера. С другой стороны, в константинопольской Евлогии для изменяемых антифонов приводится только шесть молитв, о шести антифонах сообщает в своих творениях Солунский архиепископ Симеон (конце XIV в. – 1429 г.), шесть изменяемых антифонов указаны и в певческих Псалтирях начала XV в. Таким образом, исследователи говорят, что источники дают разные сведения относительно числа изменяемых антифонов. Во время последнего из антифонов – Пс. 140 («Господи, воззвах»; к нему припевали небольшой тропарь, называвшийся «кекрагарион», т.е. (я) воззвал) – совершался торжественный вход в храм, возглавляемый клириками со светильниками и кадилом. Вторая часть вечерни начиналась с прокимна (накануне праздников и Великим постом после прокимна читали паремии), за которым следовали три предварявшиеся ектениями антифона (Пс. 114, 115 и 116). Припевом к первому служил стих «Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас», ко второму – «Спаси ны, Сыне Божий...» (в конце антифона прибавляли тропарь «Единородный Сыне»), к третьему – Трисвятое. За малыми антифонами следовали ектения и молитва об оглашенных, две ектении и молитвы верных, проcительная ектения (содержащая помимо прочего прошение о «мирном ангеле») и молитва «отпуста», молитва главопреклонная и возглас «С миром изыдем». После окончания вечерни (согласно некоторым рукописям) могла совершаться процессия в скефофилакион и/или в баптистерий храма Святой Софии. Её чин включал ектению, молитву и главопреклонную молитву в скевофилакионе, молитву и главопреклонную молитву в баптистерии, молитву отпуста. В некоторые дни года вечерня переходила в литургию: в навечерия Рождества Христова, Богоявления и Пасхи (т.е. в Великую субботу) и в Великий четверг – в полную, в будние дни Великого поста, а также в среду и пятницу Сырной седмицы и в будние дни (кроме четверга) Страстной седмицы – в литургию Преждеосвящённых Даров. Особенностью вечерни в день Пятидесятницы было чтение коленопреклонных ектений и молитв.

 



 
PR-CY.ru