ВЕЧЕРНЯ - Страница 2

В том случае, когда за трапезой присутствует епископ, помимо прочего совершается чин благословения вечернего света: диакон вносит в собрание светильник, и читается молитва, содержащая благодарение Богу-Отцу за то, что Он, «просветив нас через... Иисуса Христа», даровал людям не только дневной, но и «вечерний свет», т.е. свет свечей и лампад. И в последующее время обряд благословения вечернего света остался существенной составляющей вечерни во многих традициях (в частности, этим обусловлено одно из названий вечерни в православной церкви: «светильничное»). Вечерняя трапеза, как правило, также сохранила свою связь с вечерней. Например, согласно православным богослужебным книгам, за вечерней должна сразу следовать вечеря, а на всенощном бдении в состав вечерни входит чин Благословения хлебов. Первые относительно подробные описания ежедневных служб, совершавшихся в соборных храмах главных городов христианского мира, относятся к IV в. Отец церковной истории Евсевий Кесарийский (около 263 – 340 гг.) пишет, что важнейшими службами суточного круга во всём христианском мире являются утреня и вечерня, и цитирует при этом Пс. 140, что, скорее всего, указывает на его присутствие в чине вечерни. Этот псалом вошёл в чин вечерни, вероятно, намного раньше, поскольку о нём в связи с вечерней молитвой упоминает уже теолог и философ Ориген (около 185 – около 254 гг.). В Антиохии в конце IV в. Пс. 140 входил в состав ежедневной вечерни, что следует из слов Иоанна Златоуста (344/354 – 407 гг.), сказанных им во время антиохийского периода его служения. Исследователи полагают, что для вопроса о богословии вечерни важно то, что святитель объясняет здесь необходимость ежедневного совершения вечерни и утрени ветхозаветной заповедью о ежедневных жертвах. Они указывают, что в «Апостольских постановлениях», написанных в Антиохии около 380 г., общественные службы утра и вечера описываются в книгах II и VIII. В книге II (гл. 59) на вечернем богослужении указано произносить Пс. 140 (в «Дидаскалии апостолов», памятнике III в., к которому восходят первые шесть книг «Апостольских постановлений», это указание отсутствует), причём это относится к общим молитвенным собраниям (которые нужно отличать от частной молитвы). В книге VIII (гл. 35–37) дан подробный чин вечерни: епископ возглавляет службу, которая начинается с псалма над светильником (вероятно, Пс. 140), затем диакон возглашает ектении об оглашенных, обуреваемых, просвещаемых и кающихся, после чего люди, относящиеся к этим категориям, уходят (как на литургии). Далее следует ектения верных с коленопреклонением, заключаемая молением, напоминающим современную просительную ектению (моления в конце утрени и вечерни упоминает и Иоанн Златоуст). Наконец, епископ читает молитву и главопреклонную молитву, содержащие воспоминание сотворения мира, благодарение о свете и несколько прошений, и затем следует отпуст. В Каппадокии в IV в. (по свидетельствам святителей Василия Великого и Григория Нисского) вечерня включала обряд благословения вечернего света, сопровождавшийся гимном (возможно, песней «Свете тихий»). Василий Великий упоминает и прошение о «мирном ангеле» в конце службы, аналогичное входящему в состав моления в «Апостольских постановлениях». Этот ангел, под которым следует понимать или ангела-хранителя, или Самого Христа, должен охранять молящегося и после окончания службы. В Иерусалиме, по сообщению «Паломничества» Эгерии (конец IV в.), ежедневная вечерня начиналась около 10 часов дня (примерно в 16.00) с того, что все собирались в часовне Воскресения Христова, и от неугасимой лампады, горевшей в пещере Гроба Господня, зажигались все свечи и лампады в храме (этот чин Эгерия обозначает словом «lychnicon»). В начале вечерни достаточно долго пели «светильничные» псалмы и антифоны, после чего в храм приходили епископ и пресвитеры и садились на свои места. Пели ещё несколько псалмов и антифонов; диакон произносил ектению; следовали молитва епископа и главопреклонная молитва над оглашенными, а также молитва и главопреклонная молитва над верными; затем устраивалось небольшое шествие сначала к Кресту, а затем – в часовню позади Креста, причём на обоих местах вновь произносились главопреклонные молитвы над оглашенными и верными; в конце каждого из трёх последований все подходили под благословение к руке епископа (гл. 24). Иерусалимский чин вечерни V–VII вв. исследователи реконструируют на основании армянских и грузинских переводов святоградского Лекционария, а также грузинского перевода святоградского Часослова, где вечерня названа «11-м часом» и соответствует описанию Эгерии. В качестве начальных использовались псалмы 18-й кафизмы, перед которыми около VIII в. был поставлен ещё и Пс. 103. Затем следовала центральная часть вечерни, состоявшая из обряда возжжения светильника, сопровождавшегося особой молитвой; псалма «Господи, воззвах» с гимнографическими припевами (аналог позднейших стихир на «Господи, воззвах»); песни «Свете тихий»; входа духовенства в алтарь, сопровождавшегося псалмом, к которому припевали «Аллилуия» или особые тропари; прокимна; молитвы-гимна «Сподоби, Господи»; великой ектении и молитвы.

 



 
PR-CY.ru