ВЕТХИЙ ДЕНЬМИ - Страница 2

Тема воплощения и Второго пришествия раскрывается также через сопоставление в росписях византийских храмов XI–XIV вв. образов Христа, Ветхого Деньми, Эммануила и Пантократора: три образа Христа представлены в куполах церкви Богоматери Елеусы в Велюсе близ Струмицы (Македония), 1085–1093 гг.; Пантократор, Ветхий Деньми, Эммануил и Христос-Священник – в куполах церкви св. Пантелеимона в Нерези близ Скопье (Македония), 1164 г.; Пантократор, Ветхий Деньми и Эммануил на своде – в церкви св. Стефана в Кастории, середина XII в.; те же три образа в восточной части церкви св. Врачей в Кастории, конец XII в.; над алтарной конхой Эммануил, в алтарном своде Ветхий Деньми (с русской надписью «Ветхий Деньми») и на восточной стене Христос-Священник – в апсиде церкви Спаса на Нередице (не сохранилась), 1199 г.; в центральном куполе Пантократор, в юго-западной Ветхий Деньми, в северо-восточной Эммануил – в церкви Вознесения монастыря Раваница (Сербия), 1375–1377 гг.; Пантократор и Ветхий Деньми на своде – в церкви св. Георгия в Убиси (Грузия), XIV в. полуфигура Ветхого Деньми встречается в росписях апсид двух церквей XIII в. на о-ве Эвбея. В крипте Сан-Бьяджо близ Сан-Вито-деи-Норманни (Италия), до 1300 г., вместе с Ветхим Деньми изображены пророки Даниил и Изекииль; первый держит свиток с текстом (Дан. 7:2, 9), надпись в книге Христа – «Аз есмь лоза истинная и Отец мой делатель» (Ин. 15:1). Примеры различных расположений образа Ветхого Деньми в храмовой росписи: церкви великомученика Георгия в Курбинове (Македония), 1191 г. – на престоле на западной стене; церкви св. Апостолов в Печской патриархии (Сербия, Косово и Метохия), около 1260 г. – в жертвеннике; там же «Видение пророку Даниилу Небесного Иерусалима». Изображения Ветхого Деньми встречаются также в поствизантийском искусстве: церковь Вознесения монастыря Сучевица (Румыния), XVII в., в куполе и наружной росписи апсиды; трапезная монастыря Хиландар на Афоне, 1620 г.; церковь Успения Богородицы монастыря Пива (Черногория), 1604–1606 гг. – в своде Ветхий Деньми, Пантократор, Эммануил и Христос-Ангел. Исследователям не совсем ясно, с какого времени образ Ветхого Деньми связывается с Богом-Отцом. Один из ранних примеров такого понимания – композиция «Отечество», вписанная в рукописи Евангельских чтений из монастыря Дионисиат на Афоне. Такой же смысл в изображении Ветхого Деньми на русской иконе «Благовещение Устюжское» (начало XII в.), где Ветхий Деньми во славе, сидящий на херувимах, изображён в небесном сегменте, а от Его благословляющей десницы исходит луч в сторону Богородицы. Аналогичная сцена Благовещения в росписи церкви Асину (Панагии Форвиотиссы) в Никитари (Кипр), XIV в. На фреске церкви Панагии тон Халкеон в Фессалонике, 1028 г., где Ветхий Деньми представлен в композиции «Крещение Господне», в его руке свиток с текстом: «Сей есть сын мой возлюбленный» (Мф. 3:17). В церкви Богоматери Перивлепты в Охриде (Македония), 1294–1295 гг., Ветхий Деньми изображён в медальоне, но без крещатого нимба и без монограммы. К примерам отождествления Ветхого Деньми с Богом-Отцом исследователи относят росписи церквей: Успения Богородицы в Грачанице, 1320 г., – Ветхий Деньми в медальоне в сцене Крещения; св. Петра в Биело-Поле (Черногория), 1319 –1320 гг., – Ветхий Деньми на престоле во славе в сцене Вознесения; Богоматери монастыря Матейче, близ Скопье (Македония), 1355–1360 гг., – в дьяконнике «Св. Троица» (новозаветная) – на престолах в ряд изображены Ветхий Деньми, Эммануил и Святой Дух в виде голубя. В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота (начало XVIII в.) образу Ветхого Деньми посвящена отдельная статья «Блаженный Отец – Ветхий Деньми». В русском искусстве XVI в. под влиянием иконографии Софии Премудрости Божией Ветхий Деньми вместо крещатого нимба стал изображаться со звездчатым нимбом в виде пересекающихся синего и красного ромбов, что привело к формированию нового иконографического типа – Господа Саваофа, запрещённого Большим Московским Собором (1666–1667 гг.).



 
PR-CY.ru