ВЕРОТЕРПИМОСТЬ - Страница 6

В 1815 г. по решению Венского конгресса в состав Российской империи вошло Царство Польское с преобладающим католическим населением. Присоединение к России Кавказа, Закавказья и Туркестана значительно увеличило долю мусульманского населения страны. В Россию вошла также часть Армении с армяно-григорианским по вероисповеданию населением. Политика широкой веротерпимости в России была обусловлена также привлечением с петровских времён на государственную и особенно на военную службу выходцев из западноевропейских (по преимуществу протестантских) стран. Имело значение и то обстоятельство, что узы династического родства связывали Российский императорский дом с домами протестантских государей Германии, Великобритании, Дании. Ряд актов, направленных на укрепление правового статуса религиозных меньшинств, относится к царствованию императрицы Екатерины II Великой (1762–1796 гг.). В частности, 20 августа 1769 г. вышел именной указ сибирскому губернатору Д.И. Чичерину «О воспрещении проповедникам ездить без дозволения к иноверцам и о строении мечетей…», которым губернатору давалось право выдавать разрешения на строительство мечетей в пределах Сибирской губернии. В то же время осуществлялась и миссия среди иноверцев. 20 апреля 1770 г. была дана Высочайшая резолюция на докладе Военной коллегии «Об объявлении пленных турок и татар, восприявших Греко-российскую веру, вольными людьми, оставляя им на произвол избрать род жизни». Помимо главной льготы резолюция содержала повеление «при крещении же давать каждому за крест из сиротской суммы по 3 рубли». Сохранялась и введённая ещё при императоре Петре I трёхлетняя льгота от податей и рекрутской повинности для новокрещёных. 17 июня 1773 г. вышел указ Святейшего Синода «О терпимости всех вероисповеданий и о запрещении архиереям вступать в дела, касающиеся до иноверных исповеданий и до построения по их закону молитвенных домов, предоставляя все сие светским начальствам», провозглашавший принципы широкой веротерпимости: «Как Всевышний Бог терпит на земли все веры, языки и исповедания, то и Её величество из тех же правил, сходствуя Его Святой воле, и в сём поступать изволит, желая только, чтобы между её подданными всегда любовь и согласие царствовало». Мусульманским муллам и буддистским ламам назначалось содержание из государственной казны, которое подчас превышало средства, выделяемые на содержание православного духовенства. Мусульмане получили свободу строить мечети и религиозные школы, и правительство помогало им в этом. В Оренбургском крае, где местные киргизы (казахи) ещё пребывали в полуязычестве, светская власть поддерживала миссионерство мусульманского духовенства. До известной степени при императрице Екатерине II веротерпимость распространялась и на старообрядчество, юридически наименее защищённую конфессию из всех, терпимых государством. Уже в самом начале её царствования (14 декабря 1762 г.) вышел сенатский указ «О позволении раскольникам выходить и селиться в России на местах означенных в прилагаемом …реестре». Этим указом расширялся перечень территорий, на которых разрешалось поселение возвращающимся из-за границы (главным образом, из Польши) старообрядцам. Помимо окраин империи им дозволялось селиться в некоторых центральных губерниях: Воронежской, Белгородской и Казанской. Однако при этом для старообрядцев-переселенцев (как и для ранее находившихся в российском подданстве) сохранялись прежние ограничения в правах, в том числе двойная подушная подать, запрет поступления на государственную службу. Существовали ограничения и для еврейского населения (черта осёдлости). Однако для перешедших в православие и другие христианские конфессии эти ограничения снимались. Сложившиеся на исходе XVIII в. основы российской законодательной системы, регулировавшей правовой статус религиозных меньшинств, вплоть до 1905 г. не претерпели принципиальных изменений. Для религиозной политики императоров Александра I Павловича (1801–1825 гг.) и Александра II Николаевича (1855–1881 гг.) характерно стремление к расширению прав религиозных меньшинств, для политики императоров Николая I Павловича (1825–1855 гг.) и Александра III Александровича (1881–1894 гг.) – защита приоритета и преимуществ православной церкви. Свободой веры пользовались в России все подданные, принадлежавшие к традиционным национальным вероисповеданиям, которые рассматривались как законные. Официально они именовались иностранными, им гарантировалось покровительство государственной власти, хотя, в свою очередь, создавались государственные гарантии против возможного прозелитизма, который наносил бы урон православной церкви или вызывал трения, осложнения и вражду между подданными разных национальностей. Религиозная свобода не распространялась на носителей «изуверских» или незаконно появившихся религий. Пределы религиозной свободы для разных вероисповеданий были различны: российское вероисповедное законодательство закрепляло неравноправие религиозных общин.

 



 
PR-CY.ru