ВЕРОТЕРПИМОСТЬ - Страница 11

Прямое отношение к статусу как Русской православной церкви, так и других церквей и религиозных общин имеет положение, содержащееся в ст. 14: «Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом». Отсутствие государственной религии не составляет препятствия для того, чтобы в своей политике органы государственной власти учитывали реальный общественный вес разных религиозных объединений в России, их неодинаковый вклад в духовное наследие российского народа. Принципу светскости государства противоречит не только установление государственной религии, но и какая бы то ни было правовая поддержка государством атеизма. Ст. 19 провозглашает равенство прав «человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка» и в том числе от «отношения к религии». Этой же статьёй «запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности». Ст. 28 Конституции гласит: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». Право не исповедовать религии и свободно распространять соответствующие взгляды не может считаться тождественным праву вести пропаганду воинствующего атеизма в стиле советской эпохи, поскольку такая пропаганда запрещена второй частью ст. 29: «Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства». Под запретом, о котором говорится в данной статье, может подразумеваться лишь запрет на пропаганду личного превосходства носителей одного вероисповедания в сравнении с носителями другими исповедания, а также настаивание на правовых привилегиях граждан в зависимости от вероисповедания. 26 сентября 1997 г. после длительной и острой дискуссии как в парламенте, так и в обществе был принят Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», заменивший Закон РСФСР «О свободе вероисповеданий» 1990 г. В законе 1997 г. в основном повторяются нормы предыдущего закона, но в его преамбуле содержится отсутствовавшее в законе 1990 г. положение, которым признаётся особая роль православной церкви, а также некоторых других вероисповеданий в истории России: «Федеральное Собрание Российской Федерации, подтверждая право каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, а также на равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений, основываясь на том, что Российская Федерация является светским государством, признавая особую роль православия в истории России, в становлении и развитии её духовности и культуры, уважая христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России, считая важным содействовать достижению взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания, принимает настоящий Федеральный Закон». В целом правовой режим как для православной церкви, так и для других церквей и религиозных общин в современной России, вытекающий из действующих законодательных актов государства, характеризуется как режим полной религиозной свободы, выходящей за рамки веротерпимости, существовавшей в Российской империи. Однако религиозная ситуация в Российской Федерации с начала XXI в. не даёт оснований считать, что принцип и практика веротерпимости утвердились как на правовом уровне, так и в массовом сознании (сохраняются достаточно сильные фобии, связанные с комплексом «чужой веры»).



 
PR-CY.ru