ВЕРОТЕРПИМОСТЬ

ВЕРОТЕРПИМОСТЬ – признание права на существование чужой религии, терпимость к её свободному исповеданию; антитеза религиозной нетерпимости, отношение общества к группам и отдельным людям, исповедующим отличную от религии большинства веру, которое характеризуется тем, что инаковерующие не преследуются и не отторгаются обществом, интегрируются в него на определённых условиях; за ними признаётся право исповедовать свою веру. Веротерпимость не равнозначна признанию свободы совести, признанию свободы религиозного выбора, отказу от принуждения со стороны большинства и государственной власти. Она часто имеет избирательный характер, распространяется не на все существующие в данном обществе религии, а лишь на некоторые, тогда как по отношению к другим или «неверию» может сохраняться нетерпимость. Веротерпимость отличается от религиозного или мировоззренческого релятивизма (признания относительности всего), она не тождественна признанию относительного значения, маловажности расхождений между религиями. Веротерпимость вполне совместима с исповеданием абсолютной истины своей религии и квалификацией иных религиозных систем и взглядов как частично или совершенно ошибочных, совместима с делением на привилегированную религию (религии) большинства, которая пользуется предпочтением в действующих правовых нормах, со стороны государства, в стереотипах общественного сознания, и терпимые религиозные меньшинства, которые не преследуются по закону, но и не пользуются всей полнотой прав, признаваемых за религией большинства, ограничены в большей или меньшей степени в свободе исполнять присущие их вере общественные функции. Понятие веротерпимости исторически относится к правовой сфере и характеризует правовой статус религиозных общин в конфессиональном государстве, т.е. поддерживающем определённую религию, а также религиозную политику государственной власти. В связи с тем, что в современных правовых государствах (в том числе в Российской Федерации) законодательством гарантированы полная религиозная свобода и свобода совести, понятие веротерпимости эволюционирует, вытесняя в обыденном словоупотреблении юридический аспект социально-психологическим. В настоящее время чаще говорят о веротерпимости той или иной религиозной общины или отдельной личности по отношению к лицам иных вероисповеданий и к самим этим вероисповеданиям. В этом значении понятие веротерпимости всё больше вытесняется понятием «религиозная терпимость» (в настоящее время употребляется и понятие-калька «религиозная толерантность»). Конституционально декларируемая свобода вероисповедания в отдельных государствах не всегда соответствует действительному положению дел, реальной религиозной политике. Это относится, в частности, к тоталитарным режимам, где могут провозглашаться религиозная свобода и равноправие граждан независимо от их отношения к религии, но в действительности все религиозные общины страдают от дискриминации, система законодательства в её совокупности ставит верующих в неравноправное положение с неверующими. Например, в СССР только принадлежность к коммунистической партии с её официальной атеистической идеологией открывала возможность для полноценного участия в политической жизни страны и давала доступ к занятию ключевых государственных должностей. Традиционное (юридическое) значение термина веротерпимости сохраняется в тех государствах, где наряду с государственной религией легально существуют иные вероисповедания, правовой статус религиозных общин неодинаков и нет полной религиозной свободы. Меру веротерпимости такого государства характеризует правовой статус негосударственных (или менее привилегированных) религий и исповеданий. Совершенное отсутствие веротерпимости по отношению к какой-либо религии в стране означает нелегальный статус этой религии (примером государства, где отсутствовала веротерпимость по отношению к любой религии, являлась Албания времён коммунистической диктатуры). Степень и формы веротерпимости в каждом конкретном обществе определяются, главным образом, особенностями данного типа религиозного сознания и политическими интересами власти. Во многих государствах веротерпимость по отношению к легально существующим общинам религиозных меньшинств не исключает юридического запрета на переход из одного вероисповедания в другое, особенно это касается отпадения от государственной религии. Например, в Греции отпадение от государственной православной религии ограждено в ст. 13 Конституции, запрещающей прозелитизм. В исламских государствах, где правовая система основана на шариате, легально существуют христианские и еврейские общины, но переход мусульманина в другое исповедание не может быть легальным, преследуется самым суровым образом, вплоть до смертной казни. В «языческих» культурах каждый народ поклоняется своим богам и принимает как должное существование чужих богов у других народов. Терпимость к чужим богам в них могла сопровождаться нетерпимостью к отступничеству от своего культа как проявление «безбожия», но необязательно.

 



 
PR-CY.ru